Табу

Что такое Табу? Значение слова в популярных словарях и энциклопедиях, а также:

  • История термина «Табу»;
  • Примеры употребления в повседневной жизни;
  • Синонимы и похожие слова.

Значение «Табу» в словарях

Табу Большой Энциклопедический Словарь
(полинезийск.) - в первобытном обществе система запретов насовершение определенных действий (употребление каких-либо предметов,произнесение слов и т. п.), нарушение которых карается сверхъестественнымисилами. регламентировали важнейшие стороны жизни человека.Обеспечивали соблюдение брачных норм. Послужили основой многих позднейшихсоциальных и религиозных норм.
Подробнее
Табу Исторический словарь
— религиозно-магический запрет, за нарушение которого по суеверным представлениям неминуемо следует кара — болезнь или смерть, насылаемая сверхъестественной силой, духами, богами. Наиболее развитая система Т. существовала а Полинезии. Объекты Т. — вещи, слова, действия, животные, люди и т. д. Т. регламентировали важнейшие стороны жизни человека, обеспечивали соблюдение брачных норм. Пережитки Т. сохранились во всех религиях.
Подробнее
Табу Психологический словарь
Полинезийское слово, обозначавшее предметы или живые существа, к которым нельзя прикасаться. Понятие Т. было введено S. Freud [1913] в психоанализ, как противоположное "обычному", "общедоступному". При этом различались его позитивный ("святой", "освященный") и негативный ("жуткий", "опасный", "нечистый") аспекты. В Т. виделось проявление амбивалентности мышления к налагаемым запретам. Проводилась аналогия между Т. и неврозом навязчивых состояний, сущность которых S. Freud видел в препятствии осуществлению сильных бессознательных влечений. Этим самым была дана психоаналитическая интерпретация проблемы возникновения запретов, играющей важную роль в понимании фрейдистами структуры личности (Сверх-"Я", цензура), появления морали и религии. Критики фрейдизма указывали на поверхностность аналогии между механизмами формирования табу и патогенезом невроза, на уподобление факторов социально-психологических - патобиологическим, клиническим, на игнорирование культуральных различий.
Подробнее
Табу Сексологический словарь
социально-культурный запрет, подкрепляемый религиозными санкциями.
Подробнее
Табу Философский словарь
(полияез.) - религ.-магич. запрет в доклас. об-ве, за нарушение к-рого, по суеверным представлениям неминуемо следует кара (болезнь или смерть), насылаемая сверхъестеств. силой, духами, богами. Наиболее развитая система Т. существовала в Полинезии. Объекты Т. - вещи, слова, действия, животные, люди и т. д. Чаще табуация касается материальных предметов. По мере развития общества и его клас. расслоения Т. стали освящать обществ. неравенство. Часть Т. была кодифицирована нормами обычного права, другая, более многочисл., вошла в религии в виде запретов, нарушение к-рых ассоциировалось с понятием греха и следующего за его совершением божеств, воздаяния.
Подробнее
Табу Словарь Даля
ср. несклон. у дикарей Океании: запрет, наложенный на что-либо, завет, заповедь, говорят и у нас. Скоромное постнику табу. У нас табачная торговля табу.
Подробнее
Табу Толковый словарь Ожегова
Запрет, накладываемый на какое-нибудь действие, слово, предмет
Подробнее
Табу Исторический словарь
система запретов, регулирующих наиболее важные стороны общественной и личной жизни. Характерны для доклассового общества.
Подробнее
Табу Исторический словарь
- термин этот ввел известный мореплаватель и исследователь XVIII в. капитан Кук из наблюдений над жизнью родовых общин в Полинезии. Т. - строжайший запрет, который как бы берет под защиту некоторые наиболее существенные стороны общественной деятельности, общественного быта и личной жизни людей. Т. охраняет важных лиц - властителей и священников, слабых - детей и женщин, охраняет от опасности, связанной с прикосновением к трупу или с употреблением отравленной пищи. Т. охраняет и важные жизненные события - роды, посвящение во взрослые, сексуальную деятельность, личную и общественную собственность и т.д. Герман Мелвилл, в 1842 г. бежавший с китобойной шхуны и несколько месяцев проживший среди племени людоедов тайпи на о. Нукузива (Маркизовы о.), рассказывает: "Нередко, гуляя по рощам, я замечал на каком-нибудь хлебном дереве или на кокосовой пальме особый венок из листьев, обхватывающий ствол. Это был знак табу. Само дерево, его плоды и даже тень, им отбрасываемая, объявлялись неприкосновенными... Хитрые необъяснимые запреты - одно из примечательных черт табу. Перечислить их все было бы просто немыслимо. Черные кабаны, младенцы до определенного возраста, женщины в интересном положении, молодые люди во время татуировки их лица, а также некоторые участки долины, пока идет дождь, равно ограждены запретительной силой табу". Мелвилл рассказывает, как один из подвыпивших капитанов в ответ на предостережения товарищей ответил: "Пошли вы со своим табу!" И стал стрелять священных птиц, рвать плоды запретного дерева и т. Индейцы с ужасом ждали, когда небо поразит осквернителя смертью, но этого не случилось... Но когда уставший от буйствования капитан попытался напиться в ручье - путь ему был прегражден, не пустили его и под навес, где он намеревался укрыться от солнца... А бывали случаи, когда чужеземцев, нарушивших Т., просто убивали. 3. Фрейд приводит пример силы Т. Однажды на Новой Зеландии племенной вождь в пути бросил остатки своего обеда. Оказавшийся тут же голодный парень подобрал обед и съел его. Увидевший это другой человек с ужасом сказал ему, что он съел табуированный обед вождя. Услышав это, здоровый и сильный человек упал в мучительных судорогах и к вечеру следующего дня умер. Или вождь племени маори потерял зажигалку. Соплеменники нашли ее и попользовались ею. Но когда они узнали, что на зажигалку было табу, умерли от страха. Женщина собирала плоды в месте, объявленном Т. Когда она узнала, что нарушила Т., то через сутки умерла от страха. Ничего невероятного в этом нет. Современной медицине известно много случаев смерти от страха. Один из таких случаев недавно описан в печати. больницу легла на операцию 43-летняя женщина. Операция была легкой и совершенно неопасной. Но женщина испытывала ужасный страх, и пришлось применить легкий общий наркоз. Женщина проснулась еще в операционной в прекрасном состоянии, если не считать томившего ее страха и уверенности, что с операционного стола ей не встать. Час спустя наступил конец. Вскрытие тела показало, что все внутренние органы в полном порядке и лишь надпочечники сильно кровоточат от чрезмерной перегрузки. А усиленная работа надпочечников нужна в часы величайшего физического и нервного напряжения. Оказывается, когда умершей было 6 лет, гадалка напророчила, что она умрет в возрасте 43 лет. Суеверная женщина помнила это, ждала смерти, и, когда ей исполнилось 43 года, но появилась нужда в операции, решила, что с операционного стола она не встанет. А страх перед смертью, перед потусторонним был, рос и вызвал нервное напряжение, приведшее к смерти.
Подробнее
Табу Политический словарь
1) У первобытных народов - религиозный запрет на какой-либо предмет, действие или слово, налагаемый обычно жрецами или вождями; по суеверным представлениям нарушение Т. неминуемо влечет жестокую кару со стороны сверхъестественных сил. 3) (Перен.) строгий запрет, строгая неприкосновенность чего-либо.
Подробнее
Табу Психологический словарь
(taboo) Антропологический термин, который обозначает выведение в особое положение объекта или человека либо абсолютное запрещение некоторого рода действий на том основании, что в противном случае произошло бы нарушение всей системы ценностей данной культуры (МИРОВОЗЗРЕНИЕ); т.е. объект является табу, если к нему нельзя прикасаться, действие является табу, если о нем, по понятиям данной культуры, "нельзя даже думать". Отсюда, в расширенном понимании, любое действие, запрещенное авторитетом или социальными нормами, может рассматриваться как "табу". В психоаналитической литературе наиболее часто упоминаются табу ИНЦЕСТА и табу убийства ТОТЕМНОГО животного (кроме церемониальных случаев). См. работу Фрейда "тотем и табу" (Freud totem and taboo, 1913), в которой он размышляет о том, что табу инцеста возникло ввиду необходимости для мужчин ПЕРВОБЫТНОЙ ОРДЫ предотвратить борьбу между собой после того, как они убили ПЕРВОБЫТНОГО ОТЦА, прежде державшего всех женщин орды только для себя. Теория предполагает, что табу препятствовало сыновьям иметь именно тех женщин, ради обладания которыми они убили своего отца. В статье ОНТОГЕНЕЗ И ФИЛОГЕНЕЗ кратко изложена общая биологическая теория, которая привела Фрейда к уверенности, что подобная умозрительная теория верна. См. также ЭДИПОВ КОМПЛЕКС.
Подробнее
Табу Психологический словарь
- запрет или система запретов светского или религиозного характера, налагаемые на некий предмет, действие, слово и прочее, нарушение коего влечет социальные или религиозно-мистические санкции в виде наказания, болезни или смерти. Согласно З. Фрейду - инструмент и механизм строительства культуры, начинаемого с ограничения влечений и запрета на инцест и убийство.
Подробнее
Табу Психологический словарь
- запрет, запрещение или ограничение употребления некоторых слов и выражений из-за религиозных взглядов, цензурных и культурных ограничений, суеверий и предрассудков (шире - запрет, ограничение каких-то действий).Понятие Т. пришло из жизни первобытных народов. Институт Т., табуирования и сегодня сохраняется в некоторых регионах мира. Напр., у некоторых индейских племен запрещена охота на определенных животных, которых рассматривают как объект поклонения, родоначальников и т. п. Бывает и индивидуальное Т., напр., когда кому-то запрещены некоторые виды пищи, определенные элементы одежды и др. С древними Т. связана практика запрета есть свинину у евреев и мусульман.Т. слов также началось в очень отдаленные времена. У многих народов, племен было запрещено разглашать настоящее имя человека. Его в обиходе заменяли другим, чтобы не вызвать неприятностей со стороны злых сил. Также поступали в древних религиях по отношению к именам богов, часто имевших неизреченное, тайное название. ирование имен-названий сохранялось и позже, в определенных видах деятельности. Так, охотники в Сибири не употребляли слова "медведь", а пользовались заменителями, эвфемизмами: "Потапыч", "мохнач", "ломака", "лесник", "хозяин". Само слово "медведь", кстати, считают также древним эвфемизмом, означающим "того, кто ест мед, знающего, где мед". Это случай т. н. вторичного Т., возникшего, видимо, из-за того, что древнейшее имя медведя забылось, было утрачено.В языке образованных людей (литературном языке) также много Т., напр., возникающих из-за неприличия некоторых слов и выражений. В петровскую эпоху появлялись такие созвучные с ней Т. - "случился фридрих-хераус" ("стошнило"). Примером появления Т. по цензурным соображениям можно считать широко распространившееся во 2-ой пол. XIX в. в печати и разговорах выражение "общее дело", заменяющее табуированное слово "революция".Классическими Т. являются термины и выражения русского мата. Правда, сегодня их можно встретить в прессе, особенно желтой. В электронных СМИ мат заменяют своеобразными эвфемизмами - звуковыми сигналами.В православной и, шире, христианской традиции нельзя поминать в речи (и мыслях) дьявола, чертыхаться. Запрещено также клясться (божиться) святыми именами и предметами. Не следует и упоминать имя Господа всуе, т. е. в мирской суете, бытовых ситуациях (нужно в молитве или духовных беседах).В рекламной деятельности и PR существуют некоторые ограничения в выборе словесных, лексических средств, напр., Т. являются отрицательные частицы и обороты речи (см. подробней СРЕДСТВА ВЕРБАЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ). Т. для рекламы, если она не рассчитана на узкую специальную аудиторию, являются сложные технические, научные и культурные термины, которые могут быть непонятны для большинства потенциальных потребителей, затруднять их восприятие рекламных обращений. Т. являются все ругательства и слова с негативной оценкой типа "плохо", "гадкий", "капризный", "лежалый", "тухлый", "слабый". Ср. ЭВФЕМИЗМ.
Подробнее
Табу Психологический словарь
1. Любой запрещенный акт, объект или модель поведения. 2. Сам акт такого запрещения. Этот термин происходит из полинезийского слова tabu, означающего священный, неприкосновенный, и первоначально он связывался с объектами, предназначенными для религиозных церемоний и обычаев и запрещенными для повседневного использования. Современный способ употребления намного шире.
Подробнее
Табу Психологический словарь
- социально-культурный запрет, подкрепляемый религиозными санкциями.
Подробнее
Табу Психологический словарь
(taboos) Слово Т. происходит от полинезийского слова, имеющего значение "запрещенный" или "опасный" (гавайское: kapu). В словоупотреблении на Западе этот термин стал обозначать что-либо запретное, напр., "табуированный предмет". Одной из таких запретных тем является инцест. В викторианской Англии и Америке были запрещены любые упоминания о сексе - но это не препятствовало незаконной сексуальной активности. Упоминание о смерти в той или иной степени запрещено почти во всех об-вах. В некоторых случаях, упоминание об умерших людях надлежит сопровождать определенным "ограждающим действием" (insulating act), вроде восклицания "Господи, помилуй его душу!" или осенений себя крестом. Расставание с жизнью по собственной воле - Т. в большинстве стран мира, невзирая на то, что в некоторых об-вах оно яв-ся культурно санкционированным при специфических обстоятельствах. В зап. культуре с неодобрением относятся даже к самим разговорам о самоубийстве. Профессиональные психиатры мн. годы знали о суицидальных тенденциях своих пациентов, однако лишь недавно Т. на эту тему было в достаточной мере сломлено, чтобы эти тенденции могли начать обсуждаться. См. также Культурные различия У. Э. Грегори
Подробнее
Табу Социологический словарь
система  социальных запретов, нарушение которых в представлении большинства членов общества карается сверхъестественными силами или достойно сурового наказания.
Подробнее
Табу Социологический словарь
- первобытный ин-т, представляющий собой категорический запрет на определенные действия по отношению к табуированным предметам. Слово "табу"  - полинезийского происхождения и означает "запретное" в смысле "священное" и "неприкосновенное", близко по значению понятию "греха" в христианстве. Н.Т. Кремлев.
Подробнее
Табу Социологический словарь
абсолютный запрет, накладываемый на какое-либо действие,  слово, предмет.
Подробнее
Табу Социологический словарь
(taboo) — ритуальный запрет на определенные действия. Термин  первоначально появился в описании капитана Кука полинезийского обычая. Он может подразумевать предостережение против некоторых людей, мест, объектов или действий, а наиболее часто цитируемым примером последнего выступает универсальное табу на кровосмешение.  Многие работы в этой области были выполнены в рамках антропологии в попытке объяснить, почему, например, различные виды продуктов отвергаются многими культурами. Функционалисты предпочитают объяснения табу  и тотемизма  с точки зрения групповой солидарности, а структуралисты, в частности, М. Дуглас в "Непорочности и опасности" (1966), сосредоточились на табу как на проблеме в классификации двусмысленности.
Подробнее
Табу Социологический словарь
(от полинезийск. - запрет) - англ. taboo; нем. Tabu. Запрет.
Подробнее
Табу Социологический словарь
(от полинезийского слова, означавшего - запрет) - негативные предписания (категорические запреты) на различные действия людей, нарушение которых должно повлечь соответствующие санкции.  Возникли и сформировались на социальной, магической и религиозной основе в период первобытного общества, в котором они регламентировали и регулировали жизнь  индивидов и групп (семьи, рода, племени и пр.). Совокупность  Т., налагаемых жрецами и вождями, охватывала различные стороны жизни и распространялась на слова (запрет произносить имена людей, покойников, духов, богов, названия животных и пр.); людей (женщин, воинов, правителей и др.); тело  человека  и части тела; общение,  сексуальные и брачные отношения, разнообразные формы и виды поведения, действия обыденной жизни (обнажение лица, выход из жилища и пр.); пищу и питье; животных, растения, различные предметы и символы  предметов (землю, оружие, амулеты и т.д.), посещение тех или иных мест и мн. др. Согласно существовавшим суевериям и традициям,  нарушение запрета влекло кару сверхъестественных сил (в виде порчи, болезни или смерти) и разнообразные социальные санкции со стороны сообществ и их лидеров. В первобытные и последующие времена Т. выступали как средство социального контроля и социального управления. В процессе  исторического развития часть трансформировавшихся Т. вошла в виде различных представлений (например, о грехе), ценностей и норм (например, запрет на изображение человека в исламской культуре и т.д.), в мораль,  религию, право  и обыденную жизнь людей. Считается, что табуирование как обычай,  впервые было отмечено в 1771 Дж. Куком у аборигенов островов Тонга (Полинезия) во время  кругосветного плавания. В ряду концепций, объясняющих существенные моменты происхождения, содержания и функционирования Т. наибольшим влиянием  пользуются: 1) магическая: рассматривающая запреты как негативную форму практической магии, отличающуюся от колдовства как позитивной формы магии - Фрэзер и др.; 2) религиоведческая: объясняющая Т. как "священные законы"  и запреты, связанные с верованиями в духовных существ - Тайлор и др.; 3) психологическая: дающая психоаналитическую трактовку Т. как выражения амбивалентных состояний и отношений, и подчеркивающая роль  Т. как формы первобытной морали и одного из "пусковых механизмов цивилизации" - Фрейд и др.; 4) антропологическая: истолковывающая Т. как форму социального контроля - Малиновский и др. и их различные версии и комбинации. В.И. Овчаренко
Подробнее
Табу Философский словарь
(полинез.): в первобытном обществе система магических запретов на определенные действия и высказывания (употребление каких-то предметов, произнесение оговоренных слов и т. п.) За нарушение табу, по верованиям того времени, сверхъестественные силы карали болезнью или смертью. Наиболее развитая система табу существовала в Полинезии, где табуировались многие вещи, действия, слова, животные, люди и т. п. В переосмысленном виде табу вошли в состав национальных и мировых религий, приняв форму вероисповедных или нравственных предписаний, нарушение которых считается грехом.
Подробнее
Табу Философский словарь
(от полинезийского слова, означавшего - запрет) - негативные предписания (категорические запреты) на различные действия людей, нарушение которых должно повлечь соответствующие санкции. Возникли и сформировались на социальной, магической и религиозной основе в период первобытного общества, в котором они регламентировали и регулировали жизнь индивидов и групп (семьи, рода, племени и пр.). Совокупность Т., налагаемых жрецами и вождями, охватывала различные стороны жизни и распространялась на слова (запрет произносить имена людей, покойников, духов, богов, названия животных и пр.); людей (женщин, воинов, правителей и др.); тело человека и части тела; общение, сексуальные и брачные отношения, разнообразные формы и виды поведения, действия обыденной жизни (обнажение лица, выход из жилища и пр.); пищу и питье; животных, растения, различные предметы и символы предметов (землю, оружие, амулеты и т.д.), посещение тех или иных мест и мн. др. Согласно существовавшим суевериям и традициям, нарушение запрета влекло кару сверхъестественных сил (в виде порчи, болезни или смерти) и разнообразные социальные санкции со стороны сообществ и их лидеров. В первобытные и последующие времена Т. выступали как средство социального контроля и социального управления. В процессе исторического развития часть трансформировавшихся Т. вошла в виде различных представлений (например, о грехе), ценностей и норм (например, запрет на изображение человека в исламской культуре и т.д.) в мораль, религию, право и обыденную жизнь людей. Считается, что табуирование как обычай, впервые было отмечено в 1771 Дж. Куком у аборигенов островов Тонга (Полинезия) во время кругосветного плавания. В ряду концепций, объясняющих существенные моменты происхождения, содержания и функционирования Т. наибольшим влиянием пользуются: 1) магическая (рассматривающая запреты как негативную форму практической магии, отличающуюся от колдовства как позитивной формы магии - Фрэзер и др.); 2) религиоведческая (объясняющая Т. как "священные законы" и запреты, связанные с верованиями в духовных существ - Тайлор и др.); 3) психологическая (дающая психоаналитическую трактовку Т. как выражения амбивалентных состояний и отношений, и подчеркивающая роль Т. как формы первобытной морали и одного из "пусковых механизмов цивилизации" - Фрейд и др.); 4) антропологическая (истолковывающая Т. как форму социального контроля - Малиновский и др.) и их различные версии и комбинации. В.И. Овчаренко
Подробнее
Табу Философский словарь
- (полинезийское слово, не поддающееся однозначному переводу на совр. языки) - характерный для неразвитого первобытного мышления комплекс представлений, выражающий категорический запрет агрессивных или эротических побуждений, направленных на т. наз. «неприкасаемые» объекты; связан с переживанием чувства страха перед чем-то жутким, смертельно опасным и одновременно притягательным, священным, требующим почитания, поклонения и различных магических манипуляций. Термин «Т.» широко употребляется в совр. этнографии, антропологии, психологии, т. к. обнаружилось, что соответствующие ему представления играют важную роль практически во всех примитивных сообществах (австралийские туземцы, мн. африканские племена, американские индейцы). У представителей развитых об-в аналогичные комплексы представлений являются одним из характерных симптомов тяжких душевных расстройств, поэтому термин «Т.» стал применяться и в психиатрии. В первобытных родовых общинах Т. прежде всего связано с запретом половых связей между родственниками, что обеспечивает здесь архаическую форму экзогамии, а также с культом тотема - священного животного, именем к-рого назван данный род. В относительно более развитых патриархальных общинах Т. распространяется на личность отца, вождя, жреца, обеспечивает неприкосновенность различных существ, предметов, священных мест и т. д. Т. - самая древн. форма нравственности, выступающая в виде требования подавления социально опасных влечений. От более поздних религиозных, моральных, правовых запретов оно отличается своей иррациональностью, отсутствием всякого обоснования. Т. не задается как, напр., заповедь бога или требование закона, но осуществляется как самоограничение под влиянием ничем не объяснимой мистической боязни определенных актов или существ. Эта боязнь связана с представлением о неизбежной каре, к-рая отнюдь не сводится к реальному наказанию, осуществляемому руками сородичей. Преступивший запрет Т., иногда и без вмешательства извне, сам переживает психологическое состояние глубокой депрессии, к-рая часто приводит к заболеванию и даже смерти, хотя о его преступлении может не подозревать никто из окружающих. Т. обр., на самых ранних этапах существования об-ва система Т. являлась, по сути дела, универсальной формой регламентации общественной жизни. ТАГОР (Тхакур) Рабиндранат (1861 -1941) - инд. писатель-гуманист, педагог и общественный деятель. Глубоко усвоив классическое культурное наследие Индии, в своем творчестве он дал новую жизнь мн. филесофско-этическим идеям Вед и Упанишад. Природу человека Т. характеризует двойственно; с одной стороны, человек - носитель эгоистических желаний, ограничен пределами своего «Я»; с др. стороны, он несет в себе и духовное начало, проявления к-рого противоположны эгоизму и ставят человека в особое положение в мире. Конфликт между этими сторонами «Я» создает напряженную нравственную жизнь личности. Необузданные желания мешают человеку избавиться от невежества (авидья) и включиться в жизнь мира. Критически анализируя индивидуализм как нравственную ориентацию западных культур, Т. делает вывод: любое развитие в рамках «эгоистического Я» вносит в жизнь человека трагедию. Поэтому одной из гл. задач он считает умение выйти за пределы себя самого. Единственным эффективны и средством сокрушения эгоизма и обособленности Т. считал любовь. Жизнь в единстве с природой возможна лишь как результат любовного отношения ко всему, что се составляет. Теория нравственности Т., к-рую он называл творчеством жизни (садхана), опирается на карма-йогу (Йога) - освобождение активным действием, трудом. В то же время, критикуя нравственные ориентации «делового мира» в европейских странах, Т. обращал внимание на то, что успех в делах часто сопровождается внутренним крахом личности и поэтому бедняк, достигший внутренней гармонии, бесконечно счастливее богача. Этические воззрения Т. нашли практическое применение в построенной на собственные средства школе Шантиникетоне (поместье отца), ставшей впоследствии одним из очагов инд. культуры. Обучение, считал Т., должно быть развитие естественных способностей человека, т. е. предельно индивидуализировано. Свидетельствами идейно-нравственной позиции Т. являются его выступления против колониального режима, борьба с кастовой разобщенностью, с женским неравноправием, с невежеством и суевериями. С симпатией Т. относился к Советской России, высоко оценивая ее достижения в области просвещения и миролюбивую внешнюю политику. К произведениям, отразившим нравственную концепцию Т., относятся поэтический сборник «Гитанджали», 1913 г. отмеченный Нобелевской премией, «Творчество жизни» («Садхана»).
Подробнее
Табу Психологическая энциклопедия
Полинезийское слово, обозначавшее предметы или живые существа, к которым нельзя прикасаться. Понятие Т. было введено S. Freud [1913] в психоанализ, как противоположное "обычному", "общедоступному". При этом различались его позитивный ("святой", "освященный") и негативный ("жуткий", "опасный", "нечистый") аспекты. В Т. виделось проявление амбивалентности мышления к налагаемым запретам. Проводилась аналогия между Т. и неврозом навязчивых состояний, сущность которых S. Freud видел в препятствии осуществлению сильных бессознательных влечений. Этим самым была дана психоаналитическая интерпретация проблемы возникновения запретов, играющей важную роль в понимании фрейдистами структуры личности (Сверх-"Я", цензура), появления морали и религии. Критики фрейдизма указывали на поверхностность аналогии между механизмами формирования табу и патогенезом невроза, на уподобление факторов социально-психологических - патобиологическим, клиническим, на игнорирование культуральных различий.
Подробнее