Существование

Ищете, что такое Существование? На этой странице вы узнаете значение термина Существование во всех словарях и энциклопедиях, а также получите примеры его употребления в повседневной жизни.

Существование » Философский словарь
Особый, кульминационный вид самозамкнутой иллюзорности, которая тем или иным образом начинает полностью предстоять сама для себя, рефлексировать сама себя, получает ту или иную степень связности, а также частично, искаженно или трансформировано может предстоять для иного С. Любое существование возникает на стыке логическое - дологическое и получает оформление на стыке рациональное - иррациональное. С. субъективное не обладает полнотой внутренней связности. С. объективное полностью связно, способно к распаду на древа субъективных существований. Псевдотвердое, псевдоматериальное С. в действительности является сложным древом почти несчетного множества субъективных существований, вытекающих, по крайней мере, из одного объективного С. Другая причина "отвердения", "консервации" - наличие прошлого в настоящем, завернутость субъективности, его неодновременность, разновременность и разнопротяженность. "Материалом" для объективного существования является объективное виртуальное недосуществование, не поддающееся никаким метафорическим и антропоморфным описаниям вследствие своей дологичности, доосновности, возможности беззаконного, не оформляемого в существование предстояния.
Существование » Большой Энциклопедический Словарь
в истории философии - понятие, обозначавшее наличноебытие вещи, которое, в отличие от сущности, постигается не мышлением, ноопытом.2) Центральная категория экзистенциализма.
Существование » Исторический словарь
- понятие, означающее в истории философии наличное бытие вещи, которое, в отличие от сущности, познается не мышлением, а опытом. Центральная категория экзистенциализма.
Существование » Философский словарь
- 1) (лат. esse) - в томизме отличается от бытия вещи действенным характером, актуальностью. Это - самое глубокое во всех вещах, глубже их сущности, то, что, согласно Фоме, соприкасается с существованием самого Бога, потому что именно Бог дает существование всякой твари. самого Бога - Акт всех актов, мощная творческая сила, в высшей степени благая, дарующая тварям способность становиться причинами существования других вещей. - это тайна, которая не объясняется, но в нее можно войти. 2) (Лат. existentia) - на уровне здравого смысла, а также научного и прагматического мышления существовать - значит просто быть в наличии, иметь место как факт, но в экзистенциализме существовать означает для разумного существа иметь соотнесенность своей жизни с Бытием, ясно осознавать, понимать и реализовывать конкретный смысл своего бытия в каждый ее момент, настойчиво осуществлять смысл жизни в своих поступках и делах: " - это способ быть" (Г.Марсель), а быть - значит жить подлинными ценностями и святынями, а не игрой видимостей, изменчивых и несостоятельных.
Существование » Философский словарь
- (чего-либо) понятие, определяющее отношение вещи к миру, - вещь существует, если она себя проявляет. Если речь идет о существовании вещи, то существенными вопросами являются "что?", "где?", "когда?", а также, как добавляют юмористы, "кому?" и "почем?". НО, вещь себя проявляет и может проявлять только по отношению к чему-то, в теории познания это познающий субъект. И очень многие вещи существуют в мире только для нас (познающих субъектов) либо созданы лишь в нашем воображении, а на самом деле не существуют вообще. Наиболее простые примеры: кино (где человек видит движущееся изображение, в то время как имеет место смена дискретных), цвета (если разложить белый свет через призму на составляющие, то мы можем увидеть примерно семь цветов, хороший художник увидит гораздо больше, но пчела видит даже ультрафиолет). При этом речь не идет о том, что в этом явлении нет, например, как принято говорить (называть), физического процесса, речь идет о том, что мы чувствами либо разумом из физического МИРА вычленяем для себя то, что в состоянии воспринять и использовать для ориентирования во внешней среде и называем это вещью. Эта вещь начинает для нас существовать как нечто самостоятельное и служит опорной точкой, помогающей ориентироваться в мире, хотя в природе, не содержащей человека, ее нет (правда, такой природы нет, так как человек уже есть). В то же время достаточно очевидно (!), что различные предметы (отдельные тела), элементы (атомы) существуют в Мире независимо от того, есть субъект или нет субъекта, например: камень, водород, вода, пар (вещи, свойства или степени свободы которых изменяются скачком). Известный всем пример перехода нескольких зерен в кучу - вопрос: "Где начинается куча зерна?", превращение ручья в речку, облака в тучу и т.п. иллюстрируют относительность существования вещей, связанную с особенностями человеческого интеллекта - субъекта и объекта процесса познания. Ассоциативный блок. Без субъекта нет объекта.
Существование » Философский словарь
(лат.экзистенция): факт появления и проявления себя вовне. Сказать о вещи, что она существует, – значит просто сказать, что она есть, утвердить ее реальность. Сказать же, чем она является, – это значит назвать ее сущность. Вопрос существования был сформулирован Лейбницем («Принципы природы и благодати»», 1714) так: «Почему скорее су.ществует нечто, чем нцчто?». Высказывание о вещи, что она есть, не даст нам ничего для понимания этой вещи; и наоборот, когда я. определяю сущность треугольника как трехсторонний многоугольник, то тот факт, что он будет нарисован куском мела или вычерчен на песке, или даже вообще стерт, ничего не изменит в его определении. Тот факт, что он существует или не существует, –, это акциденция, которая не затрагивает его сущность. Но дать определение треугольника – значит определить все возможные треугольники и ни один из них не реализовать. Различие между сущностью и существованием – это различие, отделяющее возможное от реального. не доказывается, оно испытывается. Мысль заходит в тупик, пытаясь обосновать его необходимость. «Экзистенциальная» философия (термин создан Хайдеггером в 1927 г.) делает существование, т.е. случайный факт бытия, центральной темой своей рефлексии. Случайным будет исе, что может либо быть либо не быть. Сказать, что все, что существует – случайно, значит сказать, что все, что существует, могло бы и не быть, по крайней мере, могло не быть до сих пор и может перестать быть в дальнейшем: это ставит темпоральность и конечность (смерть) в центр размышлений о человеке и мире (это тема «Бытия и времени», 1927). Этимологически существовать – значит выходить из себя: когда дух проецирует себя на прошлое, он наталкивается на случайность рождения (на «фактичность», или факт бытия здесь, совершенно произвольный и необъяснимый); когда же он проецирует себя на будущее, он наталкивается на неизбежность смерти. От этого двойного столкновения рождается, по Хайдеггеру, сознание истинного существования, нашей абсолютной конечности. Сартр дает более гуманистическое толкование понятия экзистенции: экзистенция не является ни реализацией божественного проекта, ни устремленностью к спасению, ожидающему нас после жизни, но исключительно самореализацией свободы. Существовать – значит «проецировать» себя вовне, делать проекты, беспрестанно вырываться из своего состояния в новое действие. Представляя собой темпоральность, человек может соотносить себя с тем, чем он не является, так же как и с тем, чем он уже не является (прошлое) или еще не является (будущее). Он существо, через которое небытие проникает в мир: человек трансцендирует, т.е. беспрестанно превышает простую данность, чтобы за пределами самого себя устремиться к тому, чем он еще не является. Существовать – означает в конечном счете вступать во чтото, и для человека это вступление определяет «его точку зрения на мир» (Мерло Понти, «Смысл и бессмыслица», 1965). Следует заметить, что Гегель в «Феноменологии духа» (1806) уже разграничил два понятия: существование и жизнь – это «сознание жизни», а жизнь сознание смерти. Жизнь – это органическая жизнь; и только существование – характерное свойство человека.