Социологический словарь: Лаппо-данилевский Александр Сергеевич

(1863-1919) - русский историк, социолог. Окончил историко-филологический факультет Петербургского университета.  С 1890 - профессор Петербургского университета. Вел семинар и читал лекции по методологии истории. После Февральской революции возглавил кафедру социологии в Петроградском университете. Занимался подготовкой и изданием сборников русских исторических документов. Действительный член Российской академии наук. Первый председатель Русского социологического общества им. Ковалевского (1916-1918). Участвовал в сборнике "Проблемы идеализма"  (1902). Основная теоретическая работа  - "Методология  истории" в двух томах (1910-1911), выдержавшая четыре издания. В своей методологической позиции эволюционизировал от позитивизма  к неокантианству. Основное внимание Л.-Д. уделял проблеме специфики социального познания, социологических и исторических методов исследования. Цель  методологии, по Л.-Д., - дать целостную систему методов и принципов научного мышления: 1) проясняющую используемые понятия; 2) организующую профессиональное мышление; 3) выявляющую механизм понимания в ходе познания. Теория познания,  по Л.-Д., должна: 1) выявить соотношение априорных и эмпирических компонентов в познании; 2) определить основания достоверности и общезначимости знания; 3) дать целостность разрозненным представлениям; 4) оценить знание  как единичное или общее. Только определив все эти свои основания, социальная наука  может претендовать на самостоятельный статус.  В основании социального познания находится психология  как ведущая наука  о духе. Ее цель - выяснение психического содержания социокультурных факторов с последующей их типологизацией. Основные типологизирующие дисциплины - социология  (номотетическая наука) и история  (идеографическая наука), но и та, и другая по-своему отражают психическую закономерность.  Основная мотивация  поступков и действий индивида  исходит из его внутренней свободы (как свободы от внешней детерминации). Только осознание причины как мотива  может через воление выливаться в действие.  Поэтому социология - также наука о духе, изучающая особую психологическую форму законосообразности, под которой понимается абсолютно безусловная цель, определяющая структуру массовой деятельности и формы ее развертывания и реализации. Исторический прогресс  - это все более ясное осознание этой цели и последовательная ее реализация. "Тип" как познавательная конструкция  опосредует отношения случайного и закономерного. Различают "идеальный тип"  (чисто мыслительный идеальный конструкт) , "репрезентативный тип" (которому могут соответствовать многие единичные факты)  и "генеалогический тип" (сходство отдельных экземпляров и их признаков на основе общего происхождения). За исключением последнего случая типология  не является объяснением  систематики, провоцирующей индуктивное изучение явлений и событий, которое может вывести на формулирование определенных законов. По мысли Л.-Д., тип всегда есть обобщение, хотя его объем может быть различным. С формальной точки зрения, тип как понятие  о группе сходных между собой объектов и их признаков может быть понят двояко: 1) как тип морфологический (группа  формальных свойств); 2) как тип феноменологический (превращения группы формальных свойств). Социология фиксируется на первом, история - на втором типах. Глубинное основание теории и методологии познания - учение о ценностях. С точки зрения Л.-Д., ценности  различаются на обоснованные и общепризнанные, которые далеко не всегда совпадают между собой. Ценность  обосновывается целью (или нормой). Однако явление, событие или факт  приобретают историческое значение,  только получая распространение, т.е. становясь ценностью общепризнанной. Конечная цель исследования - познание  социально-исторических связей в их целостности. Социологию интересуют условия устойчивости целостности, историю - развитие  (изменение)  целостности. Тем самым социология и история взаимопроникают друг в друга (несмотря на противоположную направленность своих методов) и выполняют "обрамляющую" функцию по отношению к гуманитарному знанию. Общий же постулат социогуманитарного познания - признание чужой одушевленности (отсюда особая роль  психологии). Само объектирование наших восприятий находится в зависимости от допущения в нашем сознании, что данный объект  признается реально существующим и другими Я (другими сознаниями). Мое и чужое Я - взаимнообусловливающие друг друга части одного целого, и изучение их психического взаимодействия, конституирующего это целое, - суть социального познания. В.Л. Абушенко Социологический словарь

Значение «Лаппо-данилевский Александр Сергеевич»: В следующем словареВо всех словарях

Слова близкие по значению