Социологический словарь: Идеализм

(idealism) — 1. (Философия)  учение, утверждающее, что мир, с которым мы сталкиваемся, частично или полностью является конструкцией идей. 2. (Социология)  доктрина, согласно которой социология должна давать объяснения, прежде всего, обращаясь к субъективным и осознанным усилиям людей (См. также Значимые понимание и объяснение) . В философии идеализм  — одна из двух основных возможностей, возникающих при рассмотрении отношений между разумом или субъектом и миром или объектом (см. Субъект и объект;  Эпистемология) . Для познания мира субъектом идеализм предполагает руководствоваться идеями либо теориями, формирующими мир так, как он воспринимается или мыслится. Это означает оценку его эпистемологической противоположности, эмпиризма,  как наивного в утверждении о том, что чувственный опыт — единственный источник достоверного знания, а разум  изначально является бессодержательным и пассивным. Согласно идеализму Платона,  объекты  мира были несовершенными версиями идеальных объектов, составлявшими их сущность. Современный идеализм происходит от Канта и Гегеля. Кант доказывает двухстороннее отношение  между разумом и миром, причем первый придает универсальные формы, посредством которых субстанциальный и эмпирический  мир может восприниматься и осмысливаться. Это ведет к тому, что объективно существующий внешний мир, не структурированный разумом, — непознаваем и что имеется понимание,  но не знание  разума самого по себе — "номинального", и оно не структурировано формами, которые делают возможным эмпирическое познание,  например, пространства, времени и причинности. Гегель, отвергая кантовский непознаваемый мир в себе", достигает полностью идеалистического согласования разума и субъекта как по существу социальных и исторических и одновременно мира, каким он сам себя создал или постулировал в последовательных категориях  разума и субъекта. Он предпринимает Ревизию логики (см. Диалектика) , с миром, который сам по себе (а не просто "разумом") задуман как последовательность аргументов. Идея о том, что скорее разум конструирует мир, чем наоборот, наиболее очевидна в широком спектре социологических теорий, воспринимающих социальный  мир как результат осознанной деятельности человека,  обязательно предполагающей мышление и "идеи". "Люди" являются "субъектами", хорошо осведомленными о ситуациях, в которых находятся, и обдумывающими (см. Интенционалъностъ) свои действия. Объяснение  деятельности обязательно предполагает ссылку на эту осмысленность и "интерпретирует осмысление" действий обращением  к намерению, мотиву  и разуму. См. также Уинн. Наиболее значительному критическому анализу  смысл 1 подверг Маркс, предпринявший попытку "материалистически" развить Гегеля, поставив его на ноги. Форма  социальной истории и развития определяется не последовательными постулированиями "идей", то есть основополагающими движениями разума в непрерывном ряду "духов" определенных "эпох", но одним лишь спектром социальных сил, особенно экономических. По Марксу, именно экономические изменения лежат в основе всех идеологических изменений. Этот акцент на социально-экономический фундамент он оценивает как новую форму материализма,  сохраняющую, однако, многое от "диалектики" Гегеля (см. также Диалектический материализм) . Недавняя дискуссия  по реставрации "материализма" расширила критический анализ Марксом смысла 2, подчеркнув "материальные" аспекты субъективности, в частности, ее построение в социальном контексте,  в противоположность идеалистическому субъекту. При этом "субъект" и "объект", "разум" и "мир" построены по существу в социальном и подсознательном симбиозе и внедрены в социальную практику. Социологический словарь

Значение «Идеализм»: В следующем словареВо всех словарях

Слова близкие по значению