Политический словарь: Консерватизм

(фр. conservatism лат. conservare сохранять, охранять, заботиться о сохранении) - разновидность политической идеологии. Термин "К." впервые был употреблен французским писателем-романтикой Ф. Р. Шатобрианом, который в XVIII в. стал издавать журнал "Консерватор". К. возник в конце XVIII в. как реакция на осмысление противоестественности сознательного преобразования социальных порядков (особенно после 1789 во Франции). "Отцом-основателем" классического консерватизма считается английский политический деятель, философ и публицист Э. Берк. 1790 вышла в свет его книга "Размышления о революции во Франции", в которой впервые были сформулировав основные принципы консерватизма. Большой вклад в разработку консервативной идеологии в XIX в. внесли Ж. де Местр, Л. де Бональд, X. Доносо Кортес и др. К основным "заповедям", принципам К. относятся следующие: 1. Убежденность в существований нравственного непреходящего закона в том, что человеческая природа измена и моральные истины постоянны. К. исходит из постулата об ограниченности сферы человеческого разума и, следовательно, важности универсального морального порядка, с кционированного и поддерживаемого религией; в особой роли, которая принадлежит в этой связи традициям, титулам, ритуалам и даже предрассудкам. 2. Консерваторы придерживаются обычаев, традиций и преемственности хотя и считают перемены необходимыми. Они полагают, что любые общественные перемены должны внедряться постепенно, обдуманно, выборочно. Одни из философско-мировоззренческих максим К. гласит: "То, что можно не менять, менять не нужно". 3. Консерваторы верят в принцип заведенного порядка вещей. Например, мораль и право собственности во многом держатся на принципе давности. 4. Вся деятельность политика-консерватора должна оцениваться с точки зрения долгосрочных последствий, а не временных преимуществ и популярности. 5. Консерваторам правится разнообразие традиционно сложившихся социальных институтов и форм жизни. Люди не равны. Социальная организация сложна и всегда содержит в себе различные классы, сословия и группы. Расслоение, иерархия и подчинение - неизбежные черты любого общества. Единственное равенство, которое признают консерваторы, - это "равенство перед Богом и божественным -правосудием". 6. По мнению консерваторов, "стремиться к утопии - значит закончить катастрофой". Необходимо стремиться к приемлемому общественному порядку, справедливости и свободе, улучшая и сохраняя этот порядок благоразумными реформами. 7. Частная собственность - продукт человеческого разнообразия, без нее свобода невозможна, а общество обречено на гибель. 8. Консерваторы исходят из догмата об изначальном несовершенстве человека, который не может опираться ни на свои природные инстинкты, ибо уже растерял их, ни на свой разум, ибо вся истекшая история показывает, что человек способен на действия, противоречащие разуму. Человек страдает от многих недостатков или, как учит христианство, над ним довлеет действие первородного греха Будучи таковым, человек не может создать совершенное человеческое общество. 9. Коллектив выше личности. Источник зла в природе человека, а не в отдельных социальных институтах. 10. Существует презумпция "в пользу любой установленной системы правления против любого неиспользованного проекта. Попытки устранить существующее зло вызывают обычно еще большее зло". Анализируя консервативное направление, английский ученый М. Оукшотг пишет: "Быть консерватором означает предпочитать известное неизвестному, то, что испытано, тому, что не прошло проверку практикой, факт - выдумке, действительность - тому, что возможно, ограниченное - безграничному, близкое - далекому, достаточное - изобилию, сегодняшнее веселье - утопическому блаженству". В конце XIX - начале XX в. К. интегрировал важнейшие элементы классического либерализма: индивидуализм, принципы свободного рынка, конкуренции. В русском К. можно выделить два основных типа: ценностный, основывающийся на убеждении, что цель общества состоит в сохранении и воплощении основополагающих ценностей - ценностей социальной интеграции: Бог, родина, община, этничность, общее прошлое, общая судьба и др.; структурный, который исходит из того, что стабильность общества обеспечивается не сохранением ценностей, а общественными структурами (и прежде всего государством). Сторонники ценностного К. (славянофилы, "почвенники" и др.) идеализировали не государство, а народ и ставили все вопросы, связанные с функциями государства, в зависимость от нравственных проблем "народности", национального "духа жизни". По их мнению, власть сама по себе бессильна, если ее намерения не находят живого, однозначного отклика в народе, не содействуют его сплочению, отстают от его подлинных потребностей или, наоборот, опережают их, иными словами, не соответствуют основному вектору его духовной ориентации. Так, славянофильская идеология была ориентирована на факторы неправового и негосударственного порядка: общину, народный дух, культурную традицию и пр., что не могло не сказаться на ее прохладном отношении ко всяким правовым и государственным категориям и институтам. Государство - в интерпретации славянофилов - только форма, оболочка, щ не живой дух, поскольку в нем нет ничего субъективного, а следовательно, и творческого. Для сторонников структурного К. в России (М. Н. Каткова, К. Н. Леонтьева, К. П. Победоносцева, Л. А. Тихомирова и др.) характерен отказ от выдвижения всеобщих моделей политического устройства, разумно-пессимистическое убеждение в том, что "мы недостаточно совершенны для совершенных учреждений", опора на многообразие политических, религиозных, исторических и пр. особенностей русского общества. Представители структурного К. выступали за сильное и авторитарное государство, рассматривая его прежде всего, как охранительный институт, обеспечивающий порядок и стабильность в стране, сложившиеся структуры и иерархическое строение общества. Они полагали, что только государство понимает, что есть общее благо, и только оно способно осуществить его. Политический словарь

Значение «Консерватизм»: В следующем словареВо всех словарях

Слова близкие по значению