Исторический словарь: Ирод

имя некоторых царей, родом из Идумеи, которые во время владычества римлян управляли или всей Палестиной, или ее частью и которые, в то время, когда Иоанн и Иисус благовествовали и основывали духовное царствие Божие, стремились основать и поддержать политическое устройство и независимость Иудеи, внешний блеск которой напоминал бы собой славу Соломона. 1) Великий, царь Палестины 40-4 до Р.Хр., второй сын идумеянина Антипатра, который Юлием Цезарем был сделан прокуратором Иудеей в 47 году до Р.Хр. Пятнадцатилетним мальчиком он был назначен своим отцом прокуратором Галилеи и в 41 г. вместе с братом Фазаилом он был назначен Антонием четверовласником над Иудеей. В 40 году он был назначен царем, победил своего противника Маккавея Антигона, взял Иерусалим и истребил род Маккавеев в 37 г. до Р.Хр. После битвы при Акциуме 31 г. до Р.Хр. он принял сторону Октавиана, за что и был пожалован Трахонитской областью и Панеасом. Этот , который неизвестно по какой причине назван в истории Великим, был диким, безнравственным тираном, лишь прикрывавшийся западным образованием. Перестройкой и украшением храма (ибо идумеи после 130 г. до Р.Хр. приняли иудейство), основанием или расширением городов стремился снискать расположение народа, но недоброжелательное отношение иудеев к чужеземному игу увеличивалось, особенно, когда он по римскому образцу ввел игры и построил театр и ристалище (беговой круг) в Иерусалиме Он умертвил Мариамну, одну из своих многочисленных жен, вместе с ее двумя сыновьями — Александром и Аристовулом За несколько дней до своей смерти он велел убить своего сына Антипатра и, когда уже почувствовал приближение смерти, приказал заключить в темницу многих лучших людей из народа и взял от своей сестры обещание, что они будут умерщвлены в момент его смерти для того, как он выразился, «чтобы он не умер неоплаканным». Обещание это все же не было исполнено «Я хотел бы лучше быть его свиньей, чем сыном», сказал кесарь Август об е. Во время его царствования в Вифлееме родился Иисус. Когда идумейский чужеземец на престоле Иуды услышал от Волхов о рождении иудейского царя, то испугался и, чтобы погубить его, приказал истребить всех младенцев мужеского рода в пределах Вифлеема, от двух лет и меньше. Вскоре после этого он умер от мучительной болезни на 70-му году жизни, процарствовав 37 лет (в 750 году по римскому счислению) (Мат. 2; Лук. 1:5) По смерти а Великого император Август разделил (согласно завещанию а) его царство между тремя сыновьями таким образом: Архелай получил власть над Идумеей, Иудеей и Самарией, Антипа — над Галилеей и Персей, и Филипп — над Итуреей, Гавлонитидой и Трахонитской областью вместе с Ватанеей и Авранитидой. Антипа и Филипп получили титул тетрархов, Архелай же — етнарха (областной правитель). 2) Филипп, сын а Великого и Мариамны, был женат на иаде, которая впоследствии бросила его и сошлась с ом Антипой (Мат. 14 :3 и дал.; Map. 6:17 и дал.). Этот Филипп был лишен наследства своим отцом и был не у дел. 3) Антипа, сын а Великого и самарянки Мальфаки, тетрарх (четверовласник) в Галилее и Перее (Лук. 3:1), называется царем у Map. 6:14 Как галилеянин, Иисус находился под его властью (Лук. 23:6 и дал.). Он оставил свою первую жену, дочь царя Ареты, и сошелся с иадой, которая была женой его брата а Филиппа (Лук. 3:19,20). , обличаемый Иоанном Крестителем за иаду, жену своего брата, и за иные беззакония, прибавил ко всему прочему и то, что заключил Иоанна в темницу. Немного спустя, в день своего рождения, он был так очарован танцами дочери иады, что поклялся дать ей все, что бы она ни попросила, даже до половины своего царства. Она попросила головы Иоанна Крестителя. исполнил ее просьбу. Совесть мучила а впоследствии, и когда он услыхал об Иисусе, то думал, что это Иоанн воскрес из мертвых (Мат. 14:1 и дал.). Он был безнравственный, безхарактерный и кровожадный человек (Лук. 9:7 и дал.; 13:31; 23:11 и дал.). Иисус называл его «лисицею» (Лук. 13:32) Саддукейская «закваска», или лжеучение одобрялась при его дворе (Мат. 16:6; Map . 8:15). Когда он, по совету иады, отправился в Рим, чтобы выхлопотать себе царский титул и достоинство, на него был сделан донос кесарю Калигуле, и тот отослал его в Лион, в Галлию в 39 г, по Р.Хр., откуда впоследствии он был переведен в Испанию, где и умер. 4) Архелай, сын а Великого от самарянки Мальфаки, правитель Иудеи, Идумеи и Самарии; подобно отцу, он был грозным тираном (Мат. 2:22). На него жаловались кесарю; спустя 9 лет после его воцарения он был выслан в Вьенну, во Франции. 5) Филипп, сын а Великого и Клеопатры, старший из его сыновей, четверовластник (тетрарх) над Итурией, Трахонитской областью и пр (Лук. 3:1); он управлял 37 лет — до самой своей смерти (34 г. по Р.Хр.). Местом его жительства был Панеас, находившийся у истоков Иордана. Он украсил и обустроил этот город, который и был переименован впоследствии в Кесарию Филиппову. Он был женат на дочери иады — Саломии. 6) Агриппа 1., сын Аристовула и внук а Великого, поставлен Калигулой начальником (в 37 г. по Р.Хр.) над теми областями, которые принадлежали его дяде у Филиппу (5) и тетрарху (четверовласнику) Лисанию. В 39 г по Р.Хр. он получил тетрархию Антипы и в 41 г. по Р.Хр. также Иудею и Самарию от Клавдия. Таким образом, он управлял всею Палестиною. Чтобы завоевать симпатию иудеев, он гнал христиан. Убил мечом апостола Иакова и заключил Петра в темницу. Немного спустя после заключения Петра он умер ужасной смертью в Кесарии, пораженный ангелом Господним «за то, что он не воздал славы Богу» в 44 г. по Р.Хр. (Деян. 12). 7) Агриппа 2, сын а Агриппы 1., называемый в Нов. Завете Агриппою, получил от кесаря Клавдия в 48 г. по Р.Хр. управление над Халкисом, а также право наблюдения за Иерусалимским храмом и избранием первосвященника. Впоследствии он получил области, принадлежавшие прежде Филиппу и Лисанию, вместе с царским титулом. В 55 году Нерон отдал ему Тивериаду, Юлиаду и расположенные вокруг местности. Этот Агриппа украшал Иерусалим и другие города За своевольную перемену первосвященников он не был любим евреями. Когда вспыхнула последняя воина против римлян, он принял сторону римлян. Умер он 70 лет, в 100 г. по Р.Хр Перед ним и его сестрой Вереникой (Деян 25:13) Павел держал свою защитительную речь (Деян. 26), пока Агриппа не сказал: «Ты не много не убеждаешь (т.е. почти убеждаешь) меня сделаться христианином». Исторический словарь

Значение «Ирод»: В следующем словареВо всех словарях

Слова близкие по значению