Исторический словарь: Едем

— евр. Ган-Эден. , т.е. приятность. 1) Место на Востоке, где Бог насадил сад, который отдал Адаму для жительства (Быт. 2:8). Из а вытекала река, которая орошала сад и, выходя из него, разделялась на 4 реки: Фисон, которая «обтекала всю землю Хавила»; Тихон, которая «обтекает всю землю Куш»; Хиддекель или Тигр (Дан. 10: 4) и Евфрат (Быт. 2:10 и дал.). В этом саду Бог поселил Адама (Быт. 2:8,15), чтобы «возделывать его и хранить его». «И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая и дерево познания добра и зла», по когда люди согрешили, съев запретный плод, Бог изгнал их из ского сада «и поставил на востоке у сада ского херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни». О местоположении этого сада делали много предположений, но напрасно стремятся в точности установить действительное его положение; из четырех упомянутых рек известны только две — Тигр и Евфрат, две другие, Фисон и Тихон, трудно определить. Так как Тихон протекает через Куш (это название в других местах тождественно с именем Ефиопия), то и думали, что Тихон есть река Нил. Страна Хавила, которая орошалась Фисоном, согласно другим толкователям, должна находиться вблизи Персии или Индии, — поэтому полагали, что Фисон-река Ганг. По этим приметам искали около Персидского залива. Так думали Иосиф Флавий и отцы церкви. Другие же предполагали, что река Тихон — Араке, которая протекает в местности, называемой Куш, у Каспийского моря; Фисоном же считали ту реку, которая турками называется Фаш и древним известна под именем Фасис, протекающую в стране золота Колхиде (Хавила), к востоку от Черного моря. был бы тогда расположен в нынешней Армении. Вообще, полагают, что реки, которые раньше были соединены друг с другом, впоследствии, благодаря сильным изменениям земной поверхности, частью разделились, частью совсем исчезли и передали свои названия новым рекам в других странах. Из первоначального описания ского сада или рая, позднейшие авторы Библии брали много символов и образов. См., напр., Быт. 13:10; Ис. 51:3; Иоил. 2:3, где , или сад Господень изображается, как символ приятного и покойного. Про Тирского царя сказано, что он жил в е, Божьем саду (Иез. 28:13). Ассирия и другие великие державы называются у Иез. 31:8 и дал. деревами скими, и в 16 стихе этой главы мы видим фараона, которого Бог низвел в преисподнюю присоединенного к этим «деревьям». Окончательная слава восстановления рисуется теми же красками, что и ский сад (Иез. 36:35). Исторический словарь

Значение «Едем»: В следующем словареВо всех словарях

Слова близкие по значению