Исторический словарь: Билибин Иван Яковлевич

(4.8.1876, Тарховка, близ Сестрорецка, под Петербургом 7.2.1942, Ленинград) - мастер книжной графики и театрально-декорационного искусства, акварелист. Билибины - старинная фамилия, упоминаемая еще в документах времен Ивана Грозного; прямые предки художника - именитые калужские купцы. Его прадед, Яков Иванович, портрет которого написан Д.Левицким, был известен крупными пожертвованиями на оборону отечества в годы наполеоновского нашествия; славился меценатством. Отец художника, Яков Иванович - участник войны с Турцией 1877-78, совершил множество дальних плаваний; прошел путь от младшего судового врача до главного доктора Либавского морского госпиталя и одновременно медицинского инспектора Порта императора Александра III в Курляндской губернии, вышел в отставку в чине тайного советника. Мать - Варвара Александровна (урожд. Бубнова). После окончания в 1896 с серебряной медалью 1-й петербургской гимназии Б. по настоянию отца поступил на юридический факультет Петербургского университета. Прослушав там полный курс и написав дипломное сочинение на тему «Precorium по римскому праву», сдал государственный экзамен в Новороссийском университете (Одесса). Рисовал с раннего детства, но только в 1895 начал посещать Рисовальную школу Общества поощрения художеств. Летом 1898в течение 1,5 месяцев занимался в студии Антона Ашбе в Мюнхене, а осенью того же года поступил в Тенишевскую мастерскую И.Репина в Петербурге. Среди соучениц оказалась Мария Яковлевна Чемберс, которая стала в 1902 его женой, матерью его сыновей Александра (1903-1972), в будущем художника, и Ивана (1908-1993), в будущем журналиста; в 1911 брак распался, В 1900 Репин перевел Б. в качестве вольнослушателя в свою мастерскую в Высшем художественном училище Академии художеств, где тот продолжал занятия до 1904, однако работу на звание художника представлять не стал. Неизгладимое впечатление, по собственному признанию Б,, произвела на него открытая в 1898 в залах Академии художеств выставка В.Васнецова: «Я увидел у Васнецова то, к чему смутно рвалась и по чем тосковала моя душа». Зародившееся в 1880-е в Москве национально-романтическое направление начало захватывать и петербургских художников. В ранних иллюстрациях Б. к народным сказкам (1899-1902), изданным Экспедицией заготовления государственных бумаг в виде серии из 6 крупноформатных книжек-тетрадей, заметно влияние не только Васнецова, но и Е.Поленовой, М.Якунчиковой, С.Малютина, Однако уже здесь обнаружилось особое восприятие Б. русской старины и сказки, его изначальная склонность к графике. В 1899 билибинские заставки и концовки появились на страницах журнала «Мир искусства». Начинающий художник стал постоянным участником выставок «Мира искусства» (1900-3, 1906), в 1903 вместе с другими мирискусниками вступил в Союз русских художников, после раскола которого в 1910 оказался одним из активных членов возрожденного «Мира искусства» ив 1917 был избран его председателем. С теми, кто составлял ядро «Мира искусства», Б. роднила обращенность к высокой культуре прошлого, несмотря на то, что его исторические пристрастия были иными, нежели у А.Бенуа и других «западников». В 1902-4 Б, совершил несколько поездок по Вологодской, Архангельской и Олонецкой губерниям, где собрал коллекцию произведений народного искусства, большая часть которой была передана в Русский музей, выполнил фотографии памятников деревянного зодчества, вошедшие в важнейшие научные издания той поры. Результатом поездок стали и публикации Б,: «Остатки искусства в русской деревне» (Журн. для всех, 1904, № 10): «Народное творчество русского Севера» (Мир иск-ва, 1904, № II): отчасти более поздняя статья «Несколько слов о русской одежде в XVI-XVII вв.» (Старые годы, 1909, июль-сент.), а также доклад «Русское деревянное северное зодчество» на Всероссийском съезде художников в Петербурге в 1911 (Тр. Всерос. съезда художников, т. 2. Пг., 1914). Начиная с иллюстраций к былине «Вольга» (1902-4) и к «Сказке о царе Салтане» А.Пушкина (1904-6), художник неотделим в Б. от исследователя. Он не терпел произвола в изображении архитектуры, костюма, утвари. Но в то же время, что характерно для мирискусников, был способен из исторически достоверных подробностей создавать в многоцветных акварелях и черно-белых рисунках тушью волшебный мир. Ему были свойственны также любовь к шутке, умение обыграть комическую бытовую деталь. Старая Русь не только дала ему темы, но и подсказала формы их воплощения, В иллюстрации к «Сказке о золотом петушке» Пушкина (1906-7, 1910) и к «Сказкам» А.Рославлева (1908-11) Б. перенес целые композиционные схемы лубочных картинок, лишь «облагородив» рисунок по законам профессионального искусства. Использование приемов орнамента, лубка, равно как и японской ксилографии, способствовало формированию книжной графики модерна, стремившейся к слиянию изобразительного и декоративного начал. Выполненные кистью, но своими жесткими, «проволочными» контурами и однотонными заливками напоминающие гравюру, рисунки Б. органично ложились на плоскость листа и сочетались со шрифтом, что дало художнику возможность одному из первых в его время подойти к ансамблевому решению книги. Одновременно с большими циклами иллюстраций Б. постоянно выполнял для журналов «Художественные сокровища России», «Народная читальня», «Золотое руно», для издательств Общины Св.Евгении Красного Креста, «Шиповник», для «Московского книгоиздательства» и др. виньетки, рисунки обложек, открыток, афиш, плакатов, чем способствовал подъему художественного уровня массовой печатной продукции. Разделив революционные настроения русской интеллигенции, он выполнил в 1905-6 ряд карикатур для журналов «Жупел» и «Адская почта» и даже подвергся в феврале 1906 суточному административному аресту. Билибинские графические приемы, утверждавшаяся им дисциплина линии оказали заметное влияние на художников, специализировавшихся в области книжной графики. Этому способствовала педагогическая деятельность Б. в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, где он вел класс графического искусства (1907-17) и младший класс композиции (1908-17). С одной из учениц школы - Рене Рудольфовной 0Коннель - Б. вступил в 1912 в гражданский брак, продолжавшийся до 1918. Вскоре после выхода в свет его первых книг с иллюстрациями Б. стал известен не только в России, но и за ее пределами; его работы перепечатывались в зарубежных изданиях, экспонировались на выставках «Noir et Blanc» в Праге в 1904, Русского искусства в Париже и Берлине в 1906, Международной в Венеции в 1907, Русских художников на Сецессионе в Вене в 1908, Международной художественной в Брюсселе в 1910, Международной печатного дела и графики в Лейпциге в 1914. В 1904 Пражский национальный театр заказал Б, эскизы декораций к опере Н.Римского-Корсакова «Снегурочка». Б. оказался едва ли не первым русским художником, работавшим для зарубежной сцены. Благодаря оформлениям постановок миракля Рютбеера «Действо о Теофиле» (1907) в Старинном театре и «тайны в одном действии» «Честь и месть» графа Ф.Соллогуба (1908) в театре-кабаре «Лукоморье» в Петербурге, Б. доказал, что его возможности не ограничены отечественной тематикой, Он получил признание как мастер театрального костюма различных времен и народов, исторически точного и сценически выразительного. В 1908 он выполнил эскизы русских костюмов к опере М.Мусоргского «Борис Годунов», в 1909 - восточных к танцевальной сюите «Пир» для антрепризы С.Дягилева, в том же 1909- эскизы костюмов для русских плясок в исполнении А.Павловой и М.Мордкина, а в 1911 - испанских костюмов к комедии Лопе де Вега «Овечий источник» и к драме Кальдерона «Чистилище Святого Патрика» для Старинного театра. Особенности Б.-декоратора наиболее ярко раскрылись в оформлении оперы Н.Римского-Корсакова «Золотой петушок» (Москва, театр С.Зимина, 1909), где художник продемонстрировал свое умение условными средствами графики создать на сцене мир сказки. На рубеже 1900-1910-х мастер обратился к пейзажу. В 1908 в результате поездки в Англию и Ирландию появилась серия этюдов акварелью и карандашом, в которых запечатлены скалистые британские берега. Эти этюды - основной тип билибинского пейзажа с его вниманием к вечному, непреходящему. Над подобными пейзажами Б, работал в Крыму, куда с 1910 ездил каждое лето и где в 1913 в местечке Батилиман (несколько восточнее Балаклавы) стал, наряду с В.Короленко, А.Куприным, С.Еллатьевским, Е.Чириковым, В.Дервизом, А.Иоффе, В.Вернадским, М.Ростовцевым, совладельцем коллективного имения. Контраст к британским и крымским пейзажам составили акварельные этюды русского леса зимой и ранней весной, проявившие лирический аспект дарования художника. Для билибинской графики этого времени характерны более пространственные композиционные решения, что заметно в незаконченной серии иллюстраций к киевским былинам (1912-18), в эскизах декораций к операм А.Верстовского «Аскольдова могила» (191213, для театра С.Зимина), М.Глинки - «Руслан и Людмила» (1913) и Римского-Корсакова «Садко» (1914, для Петербургского Народного дома). Одновременно влияние лубка вытеснялось у Б. влиянием древнерусской иконописи, цвета становились звучней и насыщенней, они кажутся сияющими искусственным светом, границы между ними обозначены теперь не черным проволочным контуром, а тональным сгущением и тонкой цветной линией (обложки журналов «Солнце России» и «Лукоморье», 1913, 1915: неизданные в свое время иллюстрации к сказке «Пойди туда, не знаю куда», 1919; первая работа в области монументальнодекоративного искусства - росписи интерьеров построенного по проекту В.Покровского в 1913 к 300-летию Дома Романовых здания Нижегородского отделения Государственного банка). 30.1.1917 на заседании членов Академии художеств Б. был представлен к званию академика. Февральскую революцию он, очевидно, принял сочувственно, вошел в состав Особого совещания по делам искусств, выполнил эскиз нового герба - двуглавый орел без короны и плакат кадетской партии к Всероссийскому Учредительному собранию. Но в сентябре 1917, предчувствуя новые социальные потрясения, покинул Петроград и уехал в Батилиман, где прожил около двух лет, участвовал в Комиссии по охране художественных сокровищ Крыма, помогал С.Маковскому в организации в Ялте (окт. 1918) выставки «Искусство в Крыму», на которой были представлены работы находившихся там художников (самого Б., С.Сорина, С.Судейкина, Н.Милиоти, Н.Пинегина) и старых мастеров из частных коллекций. В октябре-ноябре 1919, живя в Ростове-на-Дону, Б. сотрудничал в журнале «Орфей», выполнял плакаты для деникинского издательства «Осваг». В декабре переехал в Новороссийск, откуда 21.2.1921 отплыл на пароходе «Саратов» и, в силу сложившихся обстоятельств, попал в Египет; более 4 лет прожил в Каире и около года (с окт. 1924 по авг. 1925) в Александрии, где состоялась его первая персональная выставка, устроенная местным обществом «Друзья искусства». В 1923 Б., вступил в гражданский брак со своей ученицей по Рисовальной школе Общества поощрения художеств А.Щекатихиной-Потоцкой, приехавшей в Каир с пятилетним сыном от первого брака. Дважды, в 1921 и 1925, Б. ездил в Верхний Египет к Луксорскому храму, летом 1924 совершил с семьей путешествие по Сирии и Палестине. Увлечение Ближним Востоком отразилось в многочисленных акварельных пейзажах, воспроизводящих его природу и архитектурные памятники, в карандашных портретах арабских крестьян, в декоративных стилизациях по мотивам древнеегипетского и мусульманского искусства. Но одновременно Б. сохранял интерес к древнерусской и византийской живописи, чему способствовали заказы греческой колонии в Каире на декоративные панно и сирийской общины в Александрии на эскизы фресок и иконостаса православного храма. В 1923 Б, выполнил для гастролировавшей в Египте труппы Павловой эскизы декораций и костюмов к двум балетам Н.Черепнина: «Роман мумии» и «Русская сказка». С августа 1925 Б, с семьей в столице Франции, работал для издательства Н.Карбасникова в Париже и О.Дьяковой в Берлине, в его оформлении и с его иллюстрациями выходили номера журналов «Жар-птица» (192 6, № 14) и «Перезвоны» (1928, №40), тома «Хрестоматии по истории русской литературы» (София, 1931; Париж, 1932), сборник рассказов И.Бунина «Последнее свидание» (Париж, 1927) и «Солдатские сказки» Саши Черного (Париж, 1933); он выполнил эскизы фресок и иконостаса для русского храма на Ольшанском кладбище в Праге. Художник поддерживал любую инициативу, направленную на сохранение, изучение и популяризацию отечественной культуры: общество «Икона» в Париже, русский музей в Праге. Основные силы в конце 1920-х - начале 1930-х Б. отдавал русским оперным сезонам в Театре Елисейских полей, организованным антрепризой М.Кузнецовой-Бенуа «Частная парижская опера» и антрепризой А.Церетели и В.Базиля «Русская опера в Париже». Для первой антрепризы оформил постановку «Сказки о царе Салтане» Римского-Корсакова (1929, часть костюмов А.Щекатихиной-Потоцкой), названную «миром ожившей иконы» {С.Волконский), для второй - постановки «Князя Игоря» А.Бородина (1930), «Царской невесты» РимскогоКорсакова (1930) и «Бориса Годунова» Мусоргского (1931). В 1931 художник выполнил эскизы декораций и костюмов к балету И.Стравинского «Жар-птица» для театра «Colon» в Буэнос-Айресе, в 1934-к опере Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже» для театра в Брно, а в 1935 Пражский национальный театр повторил парижскую постановку «Сказки о царе Салтане». Во французский период своей жизни Б. неоднократно выступал на выставках русского искусства: в Брюсселе (1928), Копенгагене (1929), Белграде (1930), Праге (1935), Париже (1931, 1932 и 1934), в 1929 участвовала международной выставке в Салоне де Тюильри в Париже. Как последний председатель «Мира искусства» Б. явился одним из инициаторов выставки этого объединения в 1927 в парижской галерее Бернгейма Младшего. В том же году состоялась персональная выставка Б. в Праге, а в 1929 - совместная Б. и Щекатихиной-Потоцкой в Амстердаме. В мастерской Б. на бульваре Пастера собирался цвет русского зарубежья: политические деятели П.Милюков, А.Керенский, В.Маклаков, известные писатели, художники, артисты. Со многими из них Б. общался также на Средиземноморском побережье в местечке Лафавьер, где приобрел небольшой участок земли и проводил каждое лето с 1927 по 1936, работая, чаще всего углем, над пейзажами, К середине 1930-х главными заказчиками Б. стали французские издательства: «Boivin et Cie» выпустило с иллюстрациями и в оформлении художника сборники русских, французских и немецких сказок; «Flammarion» - иллюстрированные Б. книжки-тетрадки для детей; «Femand Nathan» - сочинения по французской и русской истории («Генрих IV» А.Монтго, 1934: «Картуш и его шайка» Ш.Квинеля и А.Монтго, 1935; «Петр Великий» Х.Иссерли и Г.Пикве, 1935 и др.). «Сказки русской бабушки» (1933) вышли в нью-йоркском издательстве «Dubiday Doran a Company». Новые темы и типы изданий расширили диапазон художника книги. Но зависимость от вкусов заказчиков, то требовавших русской экзотики, повторения старых мотивов, то, напротив, заставлявших отказаться от себя, европеизироваться, не могла не сказываться отрицательно. «Несмотря на громадный интерес жизни в Париже, в мировом центре искусства, мне больше всего не хватало моей страны», - писал позже Б. Он никогда не принимал иностранного подданства и в сентябре 1935 стал гражданином СССР, а через год, после завершения работы над панно «Микула Селянинович» для советского посольства в Париже, отплыл с семьей из Антверпена на теплоходе «Ладога» в Ленинград, куда прибыл 16.9.1936. Главной до конца жизни художника стала педагогическая деятельность. Сразу по приезде Б., был назначен профессором графической мастерской Института живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской Академии художеств, хотя официально был утвержден в этом звании и степени доктора искусствоведения Высшей аттестационной комиссией 23.6,1939. Одновременно Б. работал в области книжной графики (илл. к «Сказке о царе Салтане» А.Пушкина, 1936-37; к роману А.Н.Толстого «Петр 1», 1937; к «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М.Лермонтова, 1938-39; к кн. Н.Водовозова «Слово о стольном Киеве и о русских богатырях», 1939-41, серия не завершена); театрально-декорационного искусства (эскизы декораций и костюмов к опере Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане», 1936-37, для Ленинградского театра оперы и балета им.С.Кирова: к пьесе И.Бахтерева и А.Разумовского «Полководец Суворов», 1939, для Ленинградского театра драмы им. А,Пушкина) и монументально-декоративного искусства (эскизы росписей и мозаик для Дворца Советов в Москве, 1938). Во время летних поездок (в 1938 на Украину и Черноморское побережье Кавказа, в 1939 в Курскую область и в Крым, в 1940 снова в Крым) выполнял акварелью пейзажи. Оставшись в блокадном Ленинграде, Б. скончался в суровую зиму 1942. Похоронен в братской могиле профессоров Института живописи, скульптуры и архитектуры на Смоленском кладбище в Ленинграде, над могилой в 1960 установлен памятник по проекту В.Мунца. Персональная выставка Б. прошла в 195253 в Ленинграде, Москве, Киеве и Таллинне, в 1976 Театральный музей им. А.Бахрушина устроил выставку эскизов декораций и костюмов художника. Выставки произведений Б. и А.Щекатихиной-Потоцкой были проведены в Ленинграде: в 1977 - Ленинградской организацией Союза художников РСФСР, в 1978-80 и в 1994-95 - дирекцией Объединения музеев Ленинградской области. В 1993 выставка произведений Б. состоялась в АнгЛии в Брайтонском политехническом университете. Произведения Б. хранятся в Русском музее, во Всероссийском музее А.Пушкина, в Музее театрального и музыкального искусства в Петербурге, в Музее изобразительных искусств им. А.Пушкина, в Театральном музее им, А.Бахрушина в Москве, в Киевском музее русского искусства, в Ивангородском историко-архитектурном и художественном музее Ленинградской области, в Музее Виктории и Альберта в Лондоне, в Музее Ашмолеан в Оксфорде, в Пражской национальной галерее, в Городском музее в Брно, в коллекциях С.Белица и Р.Герра в Париже, Н. и Н.Лобановых-Ростовских в Нью-Йорке, во многих других отечественных и зарубежных государственных и частных собраниях. Исторический словарь

Значение «Билибин Иван Яковлевич»: В следующем словареВо всех словарях

Слова близкие по значению