Ислам

Определение и значение слова «Ислам» во всех словарях и энциклопедиях. Примеры употребления в повседневной жизни.
Ислам » Религиозный словарь
Одна из трех (после христианства и буддизма) мировых религий. В историческом аспекте одна из самых молодых религий, т.к. ее появление относится к раннему средневековью. История ислама В момент своего возникновения ислам был синкретической религией, впит
Ислам » Словарь синонимов
мусульманствомагометанство
Ислам » Большой Энциклопедический Словарь
(араб. - букв. - покорность), монотеистическая религия, одна измировых религий (наряду с христианством и буддизмом), ее последователи -мусульмане. Возник в Аравии в 7 в. Основатель - Мухаммед. складывался под значительным влиянием христианства и иудаизма. Врезультате арабских завоеваний распространился на Ближнем и Ср. Востоке,позднее в некоторых странах Дальнего Востока, Юго-Вост. Азии, Африки.Главные принципы ислама изложены в Коране. Основные догматы - поклонениеединому богу - всемогущему Богу-Аллаху и почитание Мухаммеда пророком -посланником Аллаха. Мусульмане верят в бессмертие души и загробную жизнь.Пять основных обязанностей (колонны ислама), предписанных приверженцамислама: 1) вера в то, что нет Бога, кроме Аллаха, а Мухаммед естьпосланник Аллаха (шахада);..2) пятикратное ежедневное совершение молитвы(салат);..3) милостыня в пользу бедных (закат);..4) пост в месяце рамадан(саун);..5) паломничество в Мекку (хадж), совершаемое хотя бы единожды вжизни. Священное предание - сунна. Основные направления - суннизм и шиизм.В 10 в. создана система теоретического богословия - калам; правоваясистема ислама разработана в шариате. В 8-9 вв. возникло мистическоетечение - суфизм. Число последователей ислама оценивается в 880 млн.(1990). Почти во всех странах с преобладающим мусульманским населениемислам является государственной религией. АБАД - столицаПакистана, центр Федерального столичного округа с населением 359 тыс.жителей (1983). Международный аэропорт. Пищевая, легкая промышленность.Университет, научно-исследовательские институты атомной энергии,исламоведения и др. Построен в 1960-70 как столица.
Ислам » Исторический словарь
(араб. - предавание себя Аллаху, покорность) - одна из мировых религий. Возник в Западной Аравии в начале VII в. н.э. Вероучение ислама было изложено в Коране, содержание которого, по преданию, было сообщено в соответствии с Божественной Волей пророку Мухаммеду (ок. 570 - 632 гг.). Главным догматом ислама является признание единственного "истинного" Бога - Аллаха, который властвует над людьми как "создатель небес и земли" и всего, что находится на них. Атрибутами мусульманского учения является вера в страшный суд, рай, ад. Одной из важнейших сторон учения является догмат о предопределении. Согласно этому догмату, в мире все зависит от воли Аллаха, все события, как бывшие, так и в будущем, предначертаны им еще в начале творения. Наряду с признанием вышеперечисленных догматов мусульманин обязан признавать "пять столпов" веры. Первым из них является произнесение символов веры: "Нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммед - посланник Аллаха". Далее, мусульманам предписано совершать ежедневные пятикратные молитвы, соблюдать пост, платить налог (закат), а также совершать хадж (паломничество) к святым местам ислама - Мекку и Медину. Вероучение ислама изложено в Коране (Священное писание) и Сунне (Священное предание). Коран - это сборник пророческих откровений, сообщенных пророку Мухаммеду Аллахом. Сунна - это сборник деяний и изречений Мухаммеда. На основе Корана и Сунны сложился шариат - единая система законов, регулирующих всю общественную и личную жизнь последователей ислама, юридические, культурные, нравственные предписания, определяющие поведение верующих и считающиеся обязательными для всех мусульман. В исламе различают два основных направления - суннизм и шиизм. Суниты считают законной передаваемую по наследству власть первых четырех халифов (глава всех мусульман) - Абу Бакра (632 - 634 гг.), Умара (634 - 644 гг.), Усмана (644 - 656 гг.) и Али (656 - 661 гг.). Шииты считают законным главой всех мусульман только четвертого халифа - Али - двоюродного брата и зятя Мухаммеда. На территории России и стран СНГ последователи ислама проживают на Северном Кавказе, Поволжье, Казахстане, Азербайджане, Таджикистане, Туркмении, Кыргызстане. За исключением верующих азербайджанцев, курдов, персов, исповедующих ислам шиитского направления. Все остальные мусульмане - сунниты.
Ислам » Исторический словарь
(от арабского - покорность), одна из мировых религий, наряду с христианством и буддизмом. Ее последователи - мусульмане (отсюда др. название - мусульманство). Возник в 7 в. Основатель -Мухаммед (ок. 570-632). Главные принципы И. изложены в "священной книге" -Коране. Религиозные обязанности мусульман определяются "пятью столпами И.": 1) поклонение единому всемогущему Богу - Аллаху (шахада) и почитание Мухаммеда пророком-посланником Аллаха (нубувва); 2) ежедневная пятикратная молитва (салат); 3) очистительный налог в пользу нуждающихся мусульман (закат); 4) пост в месяце рамадан (сауи); 5) паломничество в Мекку (хадж), совершаемое хотя бы единожды в жизни. Мусульмане верят в единого Бога, его посланников и пророков от Адама до Мухаммеда, в Божественные Писания, ниспосланные посланникам, а также в ангелов, в судный День, и рай и ад, воздаяние за добро и зло. Священное предание мусульман - сунна. Правовая система И. разработана в шариате. Основные направления - суннизм и шиизм. В 8-9 вв. возникло мистическое течение - суфизм. К 13 в. И. укоренился в Средней Азии, позднее - в Золотой Орде, в 16-19 вв. распространился среди народов Северного Кавказа и Черноморского побережья. В 1774 мусульманам России предоставлена свобода вероисповедания. В 1788 в Оренбурге учреждено духовное собрание во главе с муфтием (духовным главой мусульман). В ходе Кавказской войны 1817-64 оформилось движение горцев, идейной основой которого стал мюридизм. В конце 19 в. среди мусульман Поволжья, Средней Азии и Северного Кавказа получил распространение джадидизм (под лозунгом модернизации И.). Мусульманские фракции существовали в 1-4-й Государственных думах; в 1905 состоялся 1-й Всероссийский мусульманский съезд; возникли мусульманские политические партии. После Октябрьской революции 1917 на мусульманское духовенство было распространено действие Декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви. В СССР деятельностью мусульманского духовенства руководили 4 Духовных управления (в Баку, Ташкенте, Махачкале и Уфе). После распада СССР (1991) число Духовных управлений резко возросло. На территории Российской Федерации их более 10 (1994).
Ислам » Исторический словарь
— одна из трех мировых религий. Возник в Аравии в начале VII в. Вероучение И. изложено в Коране, который был ниспослан Аллахом пророку Мухаммеду через ангела Джебраила (Гавриила). Покоится на 7 догматах: вере в единого бога — Аллаха, в ангелов, во все книги божьи, всех посланников Аллаха, в конец света, предопределение, воскресение мертвых. Культ И. опирается на пять столпов веры: исповедание — произнесение формулы «Нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммед — пророк его», ежедневная пятикратная молитва, пост в месяц рамазан, обязательная благотворительность — занят, паломничество в Мекку — хадж. Важным стимулом для развития идеологии И. стал раскол его на два течения — суннизм и шиизм. После оформления 4 богословско-юридических толков (мазхабов) в суннизме и выработки исламской догматики в X в. было признано невозможным дальнейшее развитие теологического права, морали, социальных установлений. В наши дни многие мусульманские богословы заявляют, что социальные структуры могут быть изменены людьми.
Ислам » Исторический словарь
(по-арабски покорность) - монотеистическая религия, одна из мировых религий (наряду с христианством и буддизмом), её последователи - мусульмане. Возник в Аравии в 7 в. Основатель - Мухаммед. складывался под значительным влиянием христианства и иудаизма. В результате арабских завоеваний распространился на Ближнем и Среднем Востоке, позднее в некоторых странах Дальнего Востока, Юго-Восточной Азии, Африки. Главные принципы ислама изложены в Коране. Основные догматы - поклонение единому всемогущему Богу - Аллаху и почитание Мухаммеда пророком - посланником Аллаха. Мусульмане верят в бессмертие души и загробную жизнь. Пять основных обязанностей (колонны ислама), предписанных приверженцам ислама: 1) вера в то, что нет Бога кроме Аллаха, а Мухаммед есть посланник Аллаха (шахада); 2) пятикратное ежедневное совершение молитвы (салат); 3) милостыня в пользу бедных (закат); 4) пост в месяце рамазан (саум); 5) паломничество в Мекку (хаджж), совершаемое хотя бы единожды в жизни. Священное Предание - сунна. Основные направления - суннизм и шиизм. В 10 в. создана система теоретического богословия - калам; правовая система ислама разработана в шариате. В 8- 9 вв. возникло мистическое течение - суфизм. Число последователей ислама оценивается в 880 млн. чел. (1990 г.). Почти во всех странах с преобладающим мусульманским населением ислам является государственной религией.
Ислам » Исторический словарь
- одна из мировых религий (наряду с христианством и иудаизмом), возникшая в VII в. в Аравии. Основатель - Мухаммед, объявивший себя посланником Аллаха (Бога). Вероучение ислама изложено в Коране - священной книге мусульман. В IX в. была кодифицирована Сунна, дополнявшая и разъяснявшая Коран и ставшая одной их основ мусульманского права (шариата). В VII-VIII вв. Произошел раскол мусульман на шиитов и суннитов. У суннитов Коран и Сунна являются Священным Писанием и Священным Преданием. Крымские татары - сунниты.
Ислам » Политический словарь
- одна из трех мировых религий, наряду с буддизмом и христианством. И. возник в VII в. на Аравийском полуострове. Численность последователей И. более 1 млрд. человек. Сторонники И. в основном проживают в странах Ближнего и Среднего Востока и Северной Африки, а также в ряде стран Азии. И. играет важную роль во внутренней и внешней политике современных мусульманских стран и в международных отношениях. В последние годы возникли десятки региональных и международных исламских политических, экономических, культурных организаций. Самыми влиятельными из них международной арене являются - организация ская Конференция, Лига ского мира, ский Совет Европы и др. И. в России - вторая по числу последователей религиозная конфессия после православия. На 1 января 1998 г. в РФ зарегистрированы уставы 51 центра и управлений, 2734 обществ (общин), 106 духовных образовательных учреждений И. Большинство мусульман РФ проживают в регионах Северного Кавказа, Поволжья и Приуралья, Сибири.
Ислам » Социологический словарь
(Islam) — вторая по величине из монотеистических мировых религий, происходящая от учения пророка  Мухаммеда в 7-м столетии. Единый всемогущий бог Аллах требует от всех верующих абсолютной преданности и поклонения пять раз в день. Другие обязанности  включают паломничество  в святой город  Мекку — место рождения Мухаммеда. Мусульмане, верующие в ислам,  признают Моисея и Иисуса пророками, но Мухаммед является последним и высшим пророком Аллаха. Объяснение  происхождения ислама, предложенное Монтгомери Уаттом (1961), состоит в том, что ислам возник среди некогда кочевых соплеменников, которые в процессе  перехода к городскому образу  жизни приобретали более универсалистскую систему верований. Мухаммед принадлежал к относительно бедному роду внутри богатевшего общества Мекки. Когда он был изгнан из Мекки и перебрался в Медину (где вначале "управлял" как "посторонний" арбитр — ср. Сегментарное общество) , одним из следствий его пророчества было узаконивание нападений (первые джихады или святые войны) на богатые караваны Мекки, а политические условия были таковы, что превращали прежде морскую торговлю в наземную, делая добычу в нападении большей, чем обычно. На этой основе возник ислам, выдвинув, по определению, "квазиэгалитарную" доктрину Манна (1986). На своей ближневосточной и североафриканской родине ислам был основой многочисленных теократических политических течений, начиная с империи, созданной Мухаммедом, и кончая сегодняшней Иранской исламской революцией. Подобно христианству, он был расколот теологическим и политическим делением, особенно на суннитскую, более либеральную, и шиитскую, более авторитарную, формы.
Ислам » Философский словарь
(араб., букв. - предание себя Богу), мусульманство - одна из трех мировых религий наряду с христианством и буддизмом, возникшая в нач. 7 в. и распространенная гл. о. в странах Азии и Африки. Основателем ислама считается житель Мекки, "посланец Аллаха" Мухаммед, а основы вероучения изложены в священной книге - Коране. Главным постулатом ислама является учение о едином Боге - Аллахе, создателе неба и земли, предопределяющем все события в окружающем мире и участь каждого человека. Верующие обязаны совершать ежедневные молитвы, соблюдать пост, совершать паломничество к мусульм. святыням. В исламе существуют два осн. направления - суннизм, представляющий ортодоксальную ветвь (90% верующих), и шиизм, отличающийся толкованием ряда мусульм. догматов (ок. 10% верующих). В исламе сложились определенные традиции, освящающие, напр., узы родства, святость гостеприимства, помощь путникам и нищим, возведенная в ранг долга, почитание старших и родителей, запрещение азартных игр и употребления вина, осуждение лживости. Зафиксированные в Коране нормы обнаруживают немалое сходство с текстами иудейской и христ. религий.
Ислам » Философский словарь
(арабское - покорность), или мусульманство - вероучение, канонизированное в Коране-книге Мухаммеда (ок. 570-632), почитаемого верующими пророком, одна из мировых религий. Этика И., по существу, сложилась стихийно в доисламский период. Коран, сунна (священный обычай), состоящая из множества хадисов (преданий об изречениях и поступках Мухаммеда), шариат («предписанный путь» - кодифицированное мусульманское право) лишь оформили, узаконили и реорганизовали эти сложившиеся моральные нормы. Нек-рые запреты и ограничения исламского канона возникли как преодоление обычаев аравийского язычества. Традиционные нормы, освящающие, напр., узы родства, святость гостеприим-сгва, и возведенная в ранг долга помощь путникам и нищим были преобразованы и дополнены др. правилами. Зафиксированные в Коране нормы обнаруживают большое число очевидных заимствований из текстов иудейской и христианской религии, к-рые создали серьезные противоречия в нравственных ориентациях мусульман, т. к. мн, правила не согласовывались друг с другом. Само наличие установлений, касающихся, напр., прав женщины, в определенной степени ограничивало произвол. Вместе с тем Коран закрепил подчиненное положение женщины: так, при распределении наследства сыну полагалась доля, равная доле двух дочерей. Ориентирующий на покорность и следование закону, И. неизбежно становился преградой на пути прогрессивного развития отношений нравственности. Кроме закрепления традиционных ритуалов мусульманской веры: ежедневная молитва, обязательная милостыня, соблюдение поста и паломничества в Мекку, - Коран и особенно хадисы отразили многовековый опыт развития нравственных отношений, что нашло выражение в таких правилах, как почитание старших и родителей, запрещение азартных игр и потребления вина, суровое осуждение лживости и воровства. Социальная сущность И. та же, что и любой др. религии» он может быть связан с различными общественными тенденциями вследствие неоднородности и противоречивости классовых позиций его приверженцев.
Ислам » Философский словарь
(араб. - предание себя Аллаху, покорность) - одна из трех мировых религий наряду с буддизмом и христианством. Возникла в конце VI - начале VII веков в Хиджазе среди арабских племен Западной Аравии в условиях разложения патриархально-родового строя. Быстро распространилась в ходе военной экспансии арабов от Ганга на востоке до южных границ Галлии на Западе, захватив север Африки. Основателем мусульманства (арабск. "муслим" - предавший себя Аллаху) стал Мухаммед (570 - 632 гг.) из рода хашимитов племени курейш (г.Мекка). До Мухаммеда арабам были уже известны монотеистические религии - иудаизм и христианство, с которыми тесно переплетались проповеди занифов - представителей аравийского монотеизма, предвестников ислама. Под непосредственным влиянием этих религий в 610 - 614 годах началась религиозная проповедь Мухаммеда. После переселения в 622 году с небольшой группой последователей из Мекки в Медину (точка отсчета для мусульманского летоисчисления, ведущегося по лунному календарю) Мухаммед выступает уже не только как проповедник, но и как воинственный теократический правитель, диктующий приверженцам нормы поведения в различных областях жизни. При жизни пророка его высказывания, воспринимаемые как прямая речь Аллаха, передавались преимущественно устно и систематических записей их, видимо, не велось. Лишь спустя два десятилетия после смерти Мухаммеда были собраны и записаны произнесенные им проповеди, которые и составили текст священной книги мусульман Корана (арабск. - то, что читают, произносят). Несколько позже появились хадисы - рассказы о поступках и высказываниях Мухаммеда и его сподвижников, составившие сборник под названием "сунна". Сунна - наряду с Кораном - источник вероучения мусульман. На основе Корана и хадисов мусульманские богословы разработали шариат (с арабск. - правильный путь) - комплекс принципов и правил поведения, обязательных для каждого мусульманина. В исламе выделяются четыре основных предмета веры: 1) в единого Бога; 2) в его посланников и писания; Коран называет пять пророков-посланников: Ноя, с которым Бог возобновил "союз"; Авраама (Ибрахима); Моисея (Мусу); Иисуса (Ису), через которого Бог сообщил христианам Евангелие; Мухаммеда, завершившего цепь пророчества; 3) в ангелов; 4) в воскресение после смерти в судный день. Так же как у иудеев и христиан, у мусульман существует представление о загробном мире, страшном суде, аде и рае, ангелах и демонах. Вера в единого Бога и пророчества составляют один из пяти "столпов" мусульманского вероисповедания. К их числу относятся также обязательная молитва (салят, намаз), совершаемая пять раз в день в строго определенное время, пост (ураза) в течение месяца по лунному календарю (рамадан), налог в пользу бедных и неимущих (закят) и паломничество в Мекку (хадж) к главной святыне ислама - храму Кааба. В исламе нет церкви как института, нет в строгом смысле слова "духовенства", поскольку мусульманство не признает какого-либо посредника между Богом и человеком; богослужение может совершать любой член общины. После смерти пророка Мухаммеда во второй половине VII века в исламе произошел раскол, в результате которого появились три основные направления по-разному решавшие вопрос о верховной власти в исламе: 1) сунниты; 2) шииты; 3) хариджиты. наложил глубокий отпечаток на культуру тех стран, где он получил распространение. Уже в Мединском государстве зарождаются три основные исламские дисциплины: 1) наука о чтении и толковании Корана; 2) наука о хадисах; 3) правоведение. Как своего рода прикладные науки зарождаются грамматика, астрономия, математика. В современном мире ислам занимает второе место по численности последователей (800 млн чел.), большую часть мусульман (90 %) составляют сунниты. В ряде стран Азии и Африки ислам признан государственной, или официальной, религией.
Ислам » Философский словарь
(арабск. ал- - предание себя Богу, покорность) - одна из мировых религий, иначе - мусульманство. И. зародился среди арабских племен Западной Аравии в начале 7 в. Это был период распада самих основ древнего общества (в т.ч. и язычества) и возвышения торговых культурных центров (Мекка, Медина). Основателем И. стал пророк Мухаммад (ок. 570-632) из рода одного из крупных племен курайшитов. Склонный к одиночеству, Мухаммад предается благочестивым размышлениям. По легенде, в молодости ангелы рассекли грудь Мухаммеда и омыли его сердце, а в 610 в возрасте 40 лет он получил откровение на горе Хира во время 40-дневного поста (и слова небесного посланника Джабриила (Архангел gavriil-vasquez-6193.html">Гавриил) запечатлелись в сердце Пророка как "надпись"). С тех пор начинается проповедь Корана, "небесной Книги", и формирование мусульманства как религии. Мухаммад с небольшой группой последователей терпит гонения и переселяется в 622 из родной Мекки в Медину. Борьба Мухаммеда за утверждение новой религии - веры в единого Бога Аллаха - закончилась победой над языческой Меккой в 630. С этого времени начинается интенсивное развитие И., и вытеснение языческих культов с арабских земель. Духовно-энергетический импульс, данный Мухаммадом, привел к значительному распространению И. В настоящее время в мире насчитывается более 800 млн. мусульман. И. выступил с идеей очищения древних учений Пророков от искажений и возвращения к истинной религии, идущей от Ибрахима (Авраама). И. воспринял религиозные положения иудейства, христианства, древнейших учений Вавилона, зороастрийства, местных культов и стал ментально-духовной культурой, синтезировавшей различные течения культуры арабских народов. И. является государственной религией в ряде стран, являющихся, как правило, эгалитарными теократиями. Эгалитарными - т.к. все верующие, независимо от социального положения, равны перед божественным законом; теократиями - т.к. источником законодательной власти выступает только Коран. И. не делает различия между "Божьим" и "кесаревым" и всю жизнь верующих подчиняет религиозным предписаниям (шариату) своду мусульманских законов: и фикху (мусульманскому праву). Основные источники вероучения И. - Коран и Сунны. Коран - "Слово Божие", данное людям через Пророка Мухаммада, состоящее из 114 Сур (глав). Сунны (арабск. - обычай, предание) - сборники преданий о жизни и деяниях Мухаммада. Сунны состоят из "хадисов", высказываний, приписываемых Пророку. Вероучение И. базируется на неразделенности религии, права, догматики и ритуала. Важнейший онтологический и, в то же время, социально-политический принцип И. - строгий монотеизм, предполагающий веру в единого Бога Аллаха (первоначально Аллах - Бог местных аравийских племен). Отрицаются всякие "сотоварищи" Высшего Божества, а также христианские догматы Троицы, боговопло-щения и искупления. Божественное слово передается через посланников (расулов) Аллаха. В И. признаются пять Пророков от начала человечества: Нух (Ной), с которым Бог возобновил "союз"; Ибрахим (Авраам), первый верующий в единого Бога; Муса (Моисей), которому Бог дал Тору для "Сынов израилевых"; Иса (Иисус), через которого Бог сообщил Евангелие, и, наконец, Мухаммад, "печать Пророков", завершающий цепь пророчества. Среди шиитов и суннитов существует вера в Махди (Мессию), который явится в "конце мира" и установит мир и справедливость. Главные понятия мусульманства - "И.", "дин" и "имам". И., в широком смысле, означает весь мир, в пределах которого установились и действуют законы Корана. Этой сфере противопоставляется "дар ал-харб" - территория войны, в которой И. должен утвердиться посредством джихада ("священной войны"). Основная социальная форма жизни - умма, исламская община. В нее объединяется каждая верующая группа. Первая община - мединская, организована Муххамадом. Дин - религия, закон, свод правил - божественное установление, состоящее из трех основных элементов: "пяти столпов И.", веры (имам) и благих дел (ихсан). "Пять столпов И." составляют: 1) исповедание единобожия (ат-таухид) и пророческой миссии Мухаммада (ан-нубувва). Оно закрепляется формулой "Нет Божества, кроме Бога (Аллаха) и Му-хаммад - посланник Божий"; 2) ежедневная пятикратная молитва (ас-салат); 3) пост в месяц рамадан (ас-саум); 4) добровольная очистительная милостыня (аз-закат); 5) паломничество (хотя бы раз в жизни) в Мекку (ал-хадж). Имам (вера) понимается прежде всего как "свидетельство" об объекте своей веры. В И. им является Бог, который свидетельствует о себе в Коране. В И. сохраняется вера в ангелов и шайтанов (бесов), в воскресение после смерти и Судный день, Главное требование к человеку - идти по пути совершенствования, соблюдая законы Корана. Мистическая традиция И. (суфизм) разработала пути богопознания на основе идеи единства всего Сущего в Боге и возможности постижения (растворения) в Боге путем самоотверженного отдания себя Аллаху и безмерной любви к Нему. И. не остался единой религией. С первых десятилетий своего существования он разделился на различные направления, которые дифференцируются по концепциям государственной власти и по философско-религиозным школам. Наиболее глубокие и радикальные расхождения в И. связаны с решением проблемы верховной власти. Выделяются три основных направления: 1) хариджиты (араб. - вышедшие, возмутившиеся), отстаивающие общинный характер власти и безусловную выборность главы общины (имам-халиф); 2) шииты (араб. - группа приверженцев), признающие божественную природу власти, предопределенную в роду Али, двоюродного брата и зятя Мухаммада; 3) сунниты (от "сунна"), занимающие срединную линию, т.е. согласующие решения о правителе с мнением "всей общины", а по сути с ее религиозно-политической верхушкой. Философия и богословие И. разнообразны. В нем отсутствует общепризнанная догматизация учения и единая богословская школа. Философско-религиозные различия в школах приводили к социально-политическим противоречиям и конфликтам. На рубеже 7-8 вв. зарождаются основные философские направления И. По вопросу отношения к человеку, совершившему тяжкий грех (алкабир), выделяются три школы: 1) хариджиты, утверждавшие, что такой человек перестает быть мусульманином; 2) мурджииты, учившие, что мусульманином остается тот, кто сохраняет в сердце чистоту веры, даже если совершил тяжкий грех; 3) мутазилиты, разработавшие учение о "среднем состоянии" между "правоверным" и "неверным". По проблеме предопределения (абсолютной власти Аллаха над человеком и его действиями) и свободы воли (ал-кадир) также формируются различные направления: 1) джабариты, отрицавшие свободу воли и утверждавшие предопределенность человеческой судьбы в силу безграничной власти Аллаха; 2) кадариты, опиравшиеся на идею свободы воли человека в =-svoboda-vybora-6366.html">выборе своих действий; 3) мурджииты и мутазилиты, стремившиеся рационалистическими методами разработать теорию, согласующую учение о предопределении и свободе воли человека. По проблеме споров о природе и атрибутах Бога возникают: 1) захириты и ханба-литы, требовавшие буквального понимания соответствующих мест в Коране и слепой вере во все, о чем говорится в "небесной Книге"; 2) муаттилиты, утверждавшие духовность Бога и отрицавшие божественные атрибуты, созданные человеческими представлениями; 3) суфии, учившие мистическим путям богопознания и слияния с Богом. Богословие в И. называется каламом, философия - фалсафа. Этапы в развитии калама связаны со школами: мутазилитов, основоположник Василь ибн Ата (ум. 748) и ашаритов, основоположник ал-Ашари (ум. 935), стремящихся путем компромисса с догматиками-традиционалистами легализовать калам. Развитию фалсафа способствовали труды ал-Кинди (ум. между 860-879), ар-Рази (ум. между 865-925 или 934), ал-Фараби (870-950), ибн Сины (980-1037), ибн Рушда (1126-1198). ская философская мысль развивается на основе синтеза Коранических идей и наследия античного мира (Платона, Аристотеля, учений пифагорейцев, неоплатоников), а также под влиянием буддизма и индуизма. В v-srednie-veka-4690.html">средние века наблюдается тенденция к сближению калама и фалсафа. Этому способствовали труды аш-Шахрастани (ум. 1153), ал-Газа-ли (ум. 1111), ибн Араби (ум. 1240). Религиозный мистицизм И. связан с учением суфизма, ориентированного на следование "пути", который открывается стремящемуся к познанию Бога шейхом (учителем). Концепция любви к Богу - центральная и единая для всех братств. Развитие суфизма идет через аскетико-мистический период (ал-Басри, ум. 728); "классический" период 9-10 вв. (ал-Мисри, ум. 860 - учение о "пути" и теософия); ат-Тустари (ум. 896) - экзегетика, теософия, космогония; ал-Халладж (ум. 922) - "экстатическое" направление. Расцвету суфизма способствуют труды ал-Газали, предпринявшего попытку сближения суфизма с традионалистским И., ас-Сухраварди (ум. 1191), создавшем учение об "озарении" (ал-ширак); Ибн-Араби (ум. 1240), развившем учение о "святости", "святых" и их Иерархии. К мистической философии И. относится учение исмаилитов, одного из направлений шиитского И. Исмаилиты опираются на эзотерические доктрины Востока, в частности Индии, на идеи греческого неоплатонизма, и придерживаются доктрины "метемпсихоза" (танасух) и "воплощения" (хулул). В новейшее время развитию идей И. способствуют движения шейхов, бабитов и бехаитов (19 в., Персия). Бабиты (основоположник Сейид Али Мухаммад (Баб) и бехаиты (основоположник Мирза Хусейн Али - Беха-Улла) стремятся сплотить человечество вокруг учений, оставленных их Пророками. В лоне ортодоксального ислама с 18 в. развивается движение ваххабитов (по имени основоположника ал-Ваххаба), отвергающее новшества, появившиеся в И. в процессе его исторического развития и стремящиеся очистить веру и учение Мухаммада и вернуться к мединскому прообразу. В 19-20 вв. развиваются реформаторские, фундаменталистские и панисламские тенденции, базирующиеся на исламских ценностях. В странах распространения И. становится основой для активизации национальных движений и воплощения концепций "исламского государства", подразумевающей воплощение идей И. во всех сферах государственной и религиозной жизни. В.В. Лобач
Ислам » Философский словарь
(араб. - покорность), мусульманство - одна из 3 т. н. мир. религий. И. возн. в Аравии в нач. 7 в. в период разложения патриарх.-общин. строя и образования клас. араб. гос-ва. Вероучение И. изложено в Коране, к-рый, согласно мусульм. преданию, был ниспослан Аллахом пророку Мухаммеду через ангела Джебраила (gavriil-vasquez-6193.html">Гавриила). Оно покоится на 7 догматах: вере в единого бога -Аллаха, в ангелов, во все книги божьи, всех посланников Аллаха, в конец света, предопределение, воскресение мертвых. В соответствии с вероучением И. все сущее в мире создано Аллахом и все явления и события, к-рые произошли и произойдут во Вселенной вплоть до конца света и дня страшного суда, предопределены им и происходят по его воле. Культ И. опирается на пять «столпов веры»: исповедание веры -произнесение формулы «Нет божества кроме Аллаха, и Мухаммед - посланник божий», ежедневная пятикратная молитва, пост в месяц рамазан (ураза), обязат. благотворительность (закят), паломничество в Мекку (хадзнж). Наряду с др. религ. обрядами и ритуалами, а также ислам, праздниками (курбан-байрам, ураза-байрам, мавлюд) «столпы веры» имеют большое значение для сохранения и укрепления влияния религии на верующих. Раз возникнув, И., как и др. религии, не оставался неизменным. В соответствии со сдвигами в обществ. жизни происходило его развитие. Оно нашло отражение в сунне -сборниках рассказов (хадисов) о высказываниях и действиях Мухаммеда. Важным стимулом для развития идеологии И. явился его раскол на 2 течения - суннизм и шиизм. После оформления 4 бо-госл.-юридич. толков (мазхабов) в суннизме и выработки ислам. догматики (10 в.) было признано невозможным дальнейшее развитие теологии, права, морали, соц. установлений. Такая позиция, сохранявшаяся вплоть до 20 в., не могла не оказать негативного влияния на развитие экономики и культуры районов традиц. распространения И. В наши дни мн. мусульм. богословы признают крайне вредное воздействие этой концепции на всю обществ, жизнь народов Востока, заявляют, что соц. структуры могут быть изменяемы людьми. Вместе с тем большинство богословов из стран, находящихся в капиталистич. системе хозяйства, либо призывают правоверных возродить порядки мусульм. общины времен пророка Мухаммеда, либо видят единственно возможный путь к процветающему об-ву через введение шари-атских норм права и морали. Теологи, выступающие с подобными концепциями, нередко приходят на позиции антикоммунизма. В СССР И. также претерпел заметную эволюцию. Изменилась его политая, ориентация. Духовенство стремится внушить верующим мысль о том, что И. «помогает» сов. об-ву строить коммунизм, формировать нового человека. Однако все это не может остановить закономерный процесс ослабления влияний И. на сознание и поведение людей. Последователи И. - мусульмане составляют подавляющее большинство населения мн. стран Азии и Африки. В СССР имеются среди населения Ср. Азии, Казахстана, Азербайджана, Сев. Кавказа, Татарии, Башкирии, Грузии, Армении.
Ислам » Философский словарь
(араб. ал- - покорность, предание себя Богу) - одна из мировых религий, основатель - Мухаммад, действовавший в начале VII в. в Аравии, признан мусульманами как посланник и пророк Божий. Главное в е: вера в единого святого Бога - "Аллаха, Господа миров, милостивого, милосердного, Царя в день Суда" (Сура 1.1-3); ожидание грядущей блаженной жизни для верных Аллаху; поклонение и молитва Богу; священная книга Коран (араб. - чтение); Сунна - предание, дополняющее Коран, теория и практика правоверия; добродетельность поведения, связанная с правовыми предписаниями (Шариат); благочестивые дела (милостыня, паломничества - хадж); обряды индивидуального и общественного характера (Ибадат - араб. культ); мусульманская община воинствующих ревнителей единобожия; исламская государственность и культура. Познание в е (ал-иджтихад) включает в себя достижение совершенного знания Корана, Сунны, Шариата, Ибадата, Иджмы (консенсуса древних мудрецов) и казуистики. Социально-практическая ориентация очевидна; религиозно-философским познанием в е занимались суфизм и некоторые другие направления.
Ислам » Философский словарь
(араб., букв. - "предание себя (Богу)"; покорность) - мусульманство (магометанство), одна из трех мировых религий наряду с буддизмом и христианством. Возникновение И. относится к началу VII в. В результате контакта и полемики с христианством по вопросам о свободе воли и предопределении, несотворенности "слова божьего", божественных атрибутах и трансцендентности Бога, произошло развитие мусульманского богословия, включившего различные школы. Благодаря воспринятому аристотелизму и неоплатонизму получила развитие рационалистическая тенденция мусульманского богословия (мутазилиты, ашариты). Мутазилиты являются представителями первого крупного направления в каламе (мусульманская религиозно-философская дисциплина, или богословие, ставящее пять основных проблем: 1) единобожие (вопрос о соотношении божественной сущности и атрибутов, о вечности или сотворенности Корана); 2) божественная справедливость (соотношение божественной предопределенности и свободы воли); 3) статус верующего в мусульманской общине; 4) эсхатология, учение о спасении и о пророках; 5) политико-религиозная доктрина). Мутазилиты обосновывали мусульманское вероучение логико-философскими аргументами и ставили разум во главу религиозного закона. Именно мутазилитам принадлежит заслуга определения пяти принципов калама. Обоснование догмата "единобожия" привело их к отрицанию как антропоморфных атрибутов Бога, так и реальности и вечности вообще всех его атрибутов. Это привело их к положению о сотворенной природе Корана, а также к допущению его аллегорического истолкования. Онтология мутазилитов предполагала атомистическое строение мира, а возникновение вещей понималось как актуализация потенций, заключенных в материи. Детерминистическое мировоззрение мутазилитов утверждало невозможность для Бога ничего изменить как в естественном, так и нравственном порядке. По воззрению мутазилитов, человек обладает свободной волей и ответственен за свои действия; Бог не может произвольно изменить меру воздаяния, которая соответствует земным делам человека. Ашариты, как представители другой школы в каламе, также использовали философский арсенал античного наследия. В онтологии они модифицировали атомистическую теорию мутазилитов, но отрицали естественную детерминированность мировых процессов, объясняя их последовательность "обычаем", установленным Богом. Одновременно с этими рационалистическими направлениями в мусульманском богословии широкое распространение получило мистическое - т. н. суфизм. Суфизм учил растворению суфия в Боге, ведущему к сверхбытию - вечности в абсолюте,. Согласно суфизму, основа И. заключена не в словесном доказательстве единственности Бога, а в самой аскетической жизни суфия, в трансцендентном единении с Богом. В суфизме были разработаны не только религиозно-этические, но и космологические, и социологические концепции. Этому в немалой степени способствовало проникновение идей эллинистической философии, в особенности концепции эманации. В трудах суфийских авторов получила развитие концепция единобытия пантеистической направленности, согласно которой бытие Бога сливалось с бытием его творения. С. А. Азаренко
Ислам » Словарь Даля
исламизм м. мохамеданство, мусульманство, вера Мохамеда; в переводе: путь ко спасению.
Ислам » Толковый словарь Ожегова
Религия, в основе которой лежит культ Аллаха, мусульманство