Институт Социальный Семьи

Определение и значение слова «Институт Социальный Семьи» во всех словарях и энциклопедиях. Примеры употребления в повседневной жизни.
Институт Социальный Семьи » Социологический словарь
система  действий и отношений, выполняющая соц. функции воспроизводства человека,  подверженная обширному соц. контролю, прежде всего системе позитивных и негативных санкций. Для анализа  ин-та семьи обычно используются такие понятия, как "цель  семьи", "функция  семьи" (по отношению к об-ву и к личности), "нормы"  (поддерживаемые семьей) и "санкции"  (за невыполнение норм), "роли" (к-рые выполняют индивиды,  включенные в семью, в соответствии с их статусом и приписываемыми им образцами поведения). Анализируются также проблемы взаимосвязи семьи с др. соц. ин-тами и с об-вом в целом. Модель  семьи как соц. ин-та крайне важна при анализе ее изменений. В этом случае исследователя интересуют не конкретные семьи, а образцы семейного поведения, ролевые отношения, специфика формальных и неформальных норм и санкций в сфере брачно-семейных отношений. Процесс  формирования семьи обусловливается совокупностью  определенных норм и стандартов, таких, как ухаживание, выбор брачного партнера, сексуальные и др. стандарты поведения, моральные нормы, к-рыми руководствуются молодые люди и их родители, а также нормы, принятые у людей их круга, и, наконец, санкции за их невыполнение. Эти нормы и санкции представляют принятую, исторически изменяющуюся форму отношений между мужчиной и женщиной, посредством к-рой об-во упорядочивает и санкционирует их половую жизнь  и устанавливает их супружеские и родительские права  и обязанности.  Эти отношения имеют как правовое регулирование,  закрепленное в соответствующих кодексах (напр., о браке  и семье), так и морально-нравственное, связанное с пропагандой социально ценностных и социально значимых образцов и норм поведения. Ценности,  нормы, санкции обусловливают все стороны брачных отношений между супругами: сексуальную, эмоциональную, духовную. Нормы, нарушение к-рых представляет опасность для об-ва, имеют правовое санкционирование (напр., воспитание  детей, жилищные, имущественные отношения), др. регулируются традициями, обычаями, поддерживающим обществ. мнением.  Регуляции подлежат и др. области брачно-семейных отношений - с родственниками, друзьями и т. д. Наконец, важно выделить комплекс  норм, связанных с ин-том расторжения брака. Эти нормы основаны на юри-дич. регулировании развода, установлении бракоразводной процедуры, правах и обязанностях - каждого из супругов по воспитанию детей, владении имуществом после развода. Нормы и традиции  изменяются со временем, различаются по отношению к семье на разных стадиях  их жизненного цикла. Существенная дифференциация  ценностей и норм в сфере брачно-семейных отношений, а также неформальных санкций за их нарушение наблюдается в различн. регионах России. Такая дифференциация во многом обусловлена традициями и обычаями, имеющими множество истоков, в том числе религиозных. Ин-ты ухаживания, родства, родительства и даже брака и развода (если не считать относительно общих для всей страны правовых норм) отличаются также весьма значительно. Лит.: Вишневский А.Г. Демографическая революция.  М., 1976; Волков А.Г. Семья  - объект  демографии. М., 1986; Мацковский М.С. Социология семьи:  проблемы теории, методологии, методики. М., 1989; Титаренко В.Я. Семья и формирование личности. М., 1987; Харчев А.Г. Брак и семья в СССР. М., 1979; Харчев А.Г., Мацковский М.С. Современная семья  и ее проблемы. М., 1978; Антонов А.И. Семья как социальный институт/ /Основы социологии (под ред. Эфендиева А.Г.). Ч. II. М., 1994; Антонов А.И., Медков В.М. Социология  семьи. М., 1996; Кеп-kel W. The family in perspective. Houston, 1983; Olson D. et al. Families: what makes them work. N.Y., 1989. М.С. Мацковский.