Философский словарь: Природа Человека

- то, что есть в каждом из нас общего со всеми людьми, с человеческим родом; то, что отличает нас от всех прочих видов жизни. Не все в человеке сводимо к его природе, он имеет также и личностное достоинство. В западноевропейской культуре и философии природа человека традиционно понимается как единство тела, души и духа. Ее наделяют добротой, разумностью, свободой воли, совестью, эстетической интуицией и другими духовными чувствами и творческими способностями. Гуманизм чрезмерно идеализировал природу человека, его оппоненты, напротив, видели ее изначально злой ("человек зол и ленив по природе" и пр.). Современная гуманистическая психология осторожно оптимистична: "Нашей природе потенциально присуще добро" (Э.Фромм). Христианство, в отличие от нехристианских философских учений, говорит о двойственности человеческой природы - о "ветхом Адаме" и "новом человеке" в каждом из нас, о "плоти" и "духе" как борющихся между собой принципах нашей внутренней жизни. Лишь благодать, по ап. Павлу, позволяет духу человека преодолеть эту конфликтность и вновь воссоздать человека по образу Христову. Томизм смягчает этот дуализм и настаивает, что стремиться к Богу означает для человека идти по пути собственной природы в ее высшем выражении, по пути к предназначенному ей благу, и кто в полной мере реализует все данное его природе, тот получит похвалу от Бога: "Каждое естество, стремясь к своему собственному совершенству, стремится уподобиться Богу" (Фома Аквинский). Древнехристианская аскетика, однако, настаивает, что гордость является основным препятствием на пути к осуществлению этого стремления. Философский словарь

Значение «Природа Человека»: В следующем словареВо всех словарях

Слова близкие по значению