Философский словарь: Машина И Машинность

(от греч mechos - уловка, махинация) - понятия, обозначающие определенное техническое средство и общий принцип его организации и функционирования, применяемый вне производственно-технической сферы. Согласно К. Марксу, М есть такой механизм, который, получив соответственное движение, совершает своими орудиями те самые операции, которые раньше совершал рабочий подобными же орудиями. Появление М. было обусловлено узкотехническим разделением труда, сложившимся в мануфактуре. Трудовой процесс в мануфактуре разделился на отдельные операции, каждая из которых превратилась в исключительную функцию одного рабочего Деятельность работника в пределах этой суженной сферы приобрела наиболее целесообразные и простые формы, допускающие механическое опредмечивание, в отличие от нерасчлененного и сложного труда ремесленника. Разделение целостной деятельности на отдельные операции, предполагающая оптимизацию каждой из них, составила общий принцип машинности. Становление машинного производства в ходе промышленного переворота XVIII - XIX вв. повлекло за собой глубокие социальные и мировоззренческие изменения. Капиталистические производственные отношения окончательно закрепились только с появлением М., поскольку а) ее высокая стоимость делала М. доступной только капиталисту, б) ее высокая производительность делала неконкурентоспособными другие формы производства и соответствующие формы собственности, в) закрепив разделение труда на частичные операции, сложившееся в мануфактуре машинное производство снизило потребность в высококвалифицированной рабочей силе. Успех ремесленного производства определялся в первую очередь искусством каждого отдельного работника, а потому подчинение ремесленника кому-либо осуществлялось в формах личной зависимости. Результаты машинного производства зависели в основном от совершенства самих М., так что ценность живого труда стала относительно низкой. Обладатель М. получил возможность заменить одного рабочего другим без всякого ущерба для дела. Средство труда - вещь - стала средством власти. С появлением М. стало очевидным, что техника не только усиливает человека, расширяет его возможности (именно так смотрели на орудия ручного труда), но и заменяет его. Рабочего начали сравнивать с М. Оказалось, что он не только "слабее" М., но его труд осуществляется беспорядочно, недостаточно ритмичен и правилен. Стремление приблизить рабочего к машинному идеалу привело к возникновению и развитию т. н. научной организации труда (НОТ), основы которой были заложены Ф. У. Тейлором. Основная тенденция НОТ состояла в умножении единиц оперирования так, чтобы каждая из них требовала от функционера простых действий и невысокой квалификации. Для каждой операции работники отбирались по индивидуальным признакам, обучались ее точному выполнению, трудовому ритму, способствующему наибольшей производительности труда. В русле НОТ оптимизировались разнообразные виды работ. В нашей стране в 20е гг. развивались две линии НОТ: "работа на узкой базе" (А. К. Гастев) и "работа на широкой базе" (П. М. Керженцев и др.). Первая состояла в оптимизации труда каждого отдельного работника, в формировании у него "установки на машину" как собственной потребности. Сторонники второй стремились к совершенной, по-машинному точной организации всего народного хозяйства, в котором каждая отрасль четко выполняет свою "операцию", а централизованное руководство обеспечивает их взаимодействие. Работа на узкой базе была насильственно прервана в 30-е гг., а работа на широкой базе заложила одно из оснований формирования бюрократической общественной системы. Т. о. принцип М. вышел за пределы производственной сферы. Принцип М. широко применяется в различных видах деятельности, организуемых по тому же образцу: расчленение на отдельные операции и оптимизация каждой из них. В результате экспансии машинности в непроизводственную сферу сформировался идеал узкого специалиста, оказавший самое существенное влияние на формирование феномена массы. Человек массы - специалист, овладевший той или иной частичной операцией (достаточно простой), смотрящий на другого, как на такого же специалиста. Типичные особенности самосознания специалиста во многом объясняют "восстание масс", описанное в работе X. Ортеги-и-Гассета. Влияние машинности обнаруживается и в обыденном языке. Словосочетания типа: "конструктивное решение", "механизм функционирования" чего-либо - достаточно широко распространены. Механика вместе с ее детищем - М. -- оказала влияние на большинство областей научного познания. Она дала относительно простые объяснительные конструкции-модели естественным наукам, психологии (стимульно-реактивный подход генетически и содержательно восходит к идее рефлекса, а последняя - к пониманию живого организма как механической системы). Она обнаруживается и в социальных дисциплинах. Последние склонны уподоблять общество живому организму, но организм нередко понимается механически. Машинное производство создало и тот культурный фон, на котором формировалось нововременное научное мышление как таковое. По отношению к совокупности ремесленных действий, элементарная операция, опредмеченная в М., представляет собой аналог общего понятия (идеи в платоновском смысле слова), реально существующую абстракцию. Новизна научного метода состояла именно в оперировании общими понятиями, а не реальными процессами или их образными представлениями. Период становления машинного производства был временем, когда общие понятия обрели очевидные, наглядные аналоги. Философскому познанию М. дала механистические онтологические модели, а также способствовала развитию сенсуализма-эмпиризма и рационализма в гносеологии, поскольку философия так или иначе обобщала познавательные основы создания машинного производства - систематизированный производственный опыт и механико-математическое знание. Д. М. Федяев Философский словарь

Значение «Машина И Машинность»: В следующем словареВо всех словарях

Слова близкие по значению